Эволюция семейного права в древнем риме брак семья права главы семейства

Содержание

Римская семья – эволюция семейных отношений

Эволюция семейного права в древнем риме брак семья права главы семейства

История семейных отношений имеет свое развитие, и каждая эпоха имела свои особенности семейных структур и порядков. Очень интересной в этом отношении является институт римской семьи, нравов, существовавших в то время, ведь те или иные традиции имеют прямое отношение к современности.

На примере срезов исторических эпох мы можем увидеть, отчего и почему обычаи стали именно такими, какие они есть и сейчас, или отчего произошли те или иные изменения.

Римляне имели довольно организованную государственную структуру со своими законами, и понятие отношений в семье, да и просто ее создания, также входило в круг, очерченный законностью. 

Римская семья – это отношения на базе двух видов родства

Как структурная единица общества, римская семья могла иметь не одну законную форму. В так называемый доклассический период она была патриархальной. Это значило, что в ее состав входили все потомки старейшего предка мужского пола, также в их числе были дети, жены и рабы. В смысле экономики основой такой единицы являлось натуральное хозяйство. 

Интересным фактом будет и то, что в Древнем Риме существовало два вида родства: 

Агнатским родством называлось такое, при котором все подчинялись старшему предку, называясь при этом родственниками, а наличие уз крови не имело значения. Принадлежащие к такой семье люди назывались агнатами.

Девушка, вышедшая замуж, утрачивала родство со своей прежней родней, вплоть до потери всех юридических прав и полностью переходила под власть нового патриарха. Происходило это потому, что наличие факта кровного родства не имело никаких юридических последствий.

Глава такой семьи имел неограниченную власть над своими родственниками, мог наказывать их и награждать как ему было угодно, ведь закон совершенно не ограничивал его ни в каких областях по отношению к агнатам.

Главной целью было рождение детей, сохранение благосостояния на должном уровне. Если в доме были проблемы с рождением детей, можно было прибегнуть к усыновлению. 

Но со временем ситуация изменилась, и теперь уже кровные узы стали иметь решающее значение для семьи, и когнатское родство стало доминирующим, а потом и вовсе заменило собой агнатское. Когнатское родство включает в себя такие понятия как линии и степени. Лиц, имеющих непосредственное происхождение друг от друга, объединяет прямая линия.

К боковой линии относятся члены семьи, имеющие общего для них предка. Также имело место быть такое понятие как свойство – этим понятием определялись внутрисемейные отношения между родственниками мужа и жены.

Эти понятия определяли возможность или невозможность заключения браков, ведь при высоких степенях родства или свойства браки были запрещены. 

Виды римской семьи

Римская семья могла иметь несколько видов, предусмотренных законом:

  1. Брак с властью мужа – в этом виде союза супруг имел неограниченные права по отношению к супруге, вплоть до жестоких физических расправ и летального исхода. Если супруг находился под властью домовладыки (патриарха), то эти права принадлежали патриарху. Женщина в этом случае была совершенно беззащитна, она могла ожидать чего угодно, даже такая участь, как рабство, могла не минуть ее. Дети также подпадали под эту власть.
  2. Брак, при котором женщина не подпадала под мужнину власть, а оставалась подвластной своему агнату. При имевшейся у женщины самостоятельности последняя также не утрачивалась. В данном случае задачей женщины было создание семьи и продолжение рода как таковое.

В этом видео представлена информация о быте и нраве Древней Греции и Рима, а также особенностях семейных отношений в этих древнегреческих государствах.

Римская семья – нравы и религия

Оба вида союзов могли быть заключены на законных основания лишь тогда, когда оба желающих заключить брачный союз имели для этого законные основания. Дети, рожденные в таком браке, считались абсолютно правоспособными и принадлежали к гражданам.

Будучи законным супругом, последний давал своей половине свою фамилию, она относилась теперь к его сословию, но по прежнему была очень от него зависима, ведь по первому требованию мужа жена должна была покинуть место, в котором находилась, и быть там, где будет угодно главе семьи. Со временем римским законом было декларировано то, что нужно достойно относиться к женам, и мужья потеряли право распоряжаться жизнью и судьбой жены. Браки, неподкрепленные законом, рассматривались как сожительство, а дети, появившиеся на свет благодаря таким союзам, законных прав не имели.

Существовало три вида поступления под власть супруга: давность, жертвенный хлеб, купля. При давностном способе под власть мужа поступала женщина, в течение года исполнявшая супружеские обязанности.

При купле это происходило посредством манципации, имитирующей продажу: для этого требовались свидетели в количестве пяти человек, относящихся к гражданам с наступившим сроком совершеннолетия, и медные весы с весовщиком. Для устранения чьей-либо власти над женщиной мог быть проведен ритуал, называемый коэмпацией.

При совершении этого ритуала те, над кем он был проведен, не относились к рабам, чего нельзя сказать о ритуале манципации. 

Брак мог прекратить свое существование по нескольким причинам. Это могла быть смерть, заключение в тюрьму, развод.

Процедура развода была довольно легкой: достаточно было письма, в котором супруг сообщал счастливой супруге о том, что он желает прекратить брак.

Случалось, что римляне обменивались женами, а происходило это оттого, что детская и женская смертность были высоки, незазорным было жениться на женщине, уже носящей под сердцем ребенка, ведь в этом случае потомок был практически гарантирован.

Римская семья – нравы и религия, презентация обществу неизвестной формы брака

Существовала интересная формулировка по отношению к сожительству. Называлась эта форма конкубинат.

Конечно, конкубинат не мог считаться законным браком, ведь были нарушены многие условности для заключения истинного: отсутствие формальностей, несоответствие сословного положения мужчины и женщины, одновременность законного брака и конкубината, отсутствие мужниной власти, отсутствие статуса, бесправность потомства.

Родственники и отношения молодой семьи после свадьбы с ними: как избежать проблем?

Измены мужа: как женщина может узнать об обмане?

В этом видео показана интерсная познавательная передача о правах женщин в Древнем Риме. Не забывайте делиться советами, оставлять свои вопросы и комментарии к статье. 

Поделись с друзьями:Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:Реклама Топ самых обсуждаемых

Семейное право в Древнем Риме

Эволюция семейного права в древнем риме брак семья права главы семейства

О семейном праве Древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, отчего все «подвластные» домовладыке были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи.

Семьей в Древнем Риме признавалось обьединение браком или кровным родством лиц, связанных общим бытом, моральной ответственностью и взаимной помощью.

Конечно же, в такой семье остались традиции со времен родового строя.

Беспрекословным было подчинение главе семейства его жены, детей и их потомства, родсвенников, проживающих в его доме, а так же кабальных и рабов.

Глава семьи был лицом своего права , а остальные признавались лицами чужого права, то есть подвластными ему. Он был единственным обладателем частной правоспособности.

Даже сыновья независимо от их возраста, гражданского и семейного сосотояния всегда были в подчинении с ограниченными частными правами, то есть с ограниченной дееспособностью.

Они не имели прав на приобретенное ими имущество, которое сразу переходило в собственность к отцу.

Подвластные члены семьи при заключении правовых сделок были исключительно представителями домовладельца, который являлся единственным и полноправным обладателем имущественных прав в семье.

Существовала так называемая «агнатская семья», которая не признавала кровного родства. Например, если дочка выходила замуж и жила у своего мужа, то она теряла все родственные связи со своими родителями. Таким образом теряла все права наследника. Такой вид родства сохранялся и после смерти домовладельца.

Но постепенно такой вид родства в семейном праве Древнего Рима теряет свою актуальность:

Родители стремятся оставить нажитое имущество своим кровным детям. И тогда римляне отдают все большее предпочтение кровному родству. Так возникает понятие «когнатская семья», которое определяется по линиям и степенью родства.

Типичные особенности римской семьи отобразились и в римском семейном праве, отличившиеся своей последовательностью и завершенностью. Правовые нормы и предмет семейного права Древнего Рима нашли свое отображение и в современном праве.

Особенности семьи и права Древнего Рима?

Брак в семейном праве древнего рима характеризуется:

  • Взаимностью: в него вступают два партнера, причем, как мы выяснили,
  • безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака;
  • Состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров. Не может рассматриваться в качестве такового «брак» между людьми одного пола, а также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста. Брачный возраст был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.
  • Согласием партнера;
  • Наличием половой связи между партнерами в браке. Тот брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются, не может считаться действительным;
  • Стремлением партеров заключить именно брачный союз;
  • Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйству, живут вместе и т. п.
В классический период правовой режим dos регулируется следующим образом.1. Dos возвращалась жене или ей и ее отцу, если:— брак прекращался смертью мужа;— брак прекращался разводом по инициативе мужа или по его вине.2. Dos оставалась мужу, если:— брак прекращался смертью жены, или возвращалась ее отцу, установившему dos;— брак прекращался разводом по инициативе жены или по ее вине.
  • Брачный договор (лат. tabulae nuptiales) не являлся обязательным для заключения брака, однако такой договор часто составлялся, так как он регулировал вопросы, связанные с приданым и формальностями его выплаты в случае развода, в соответсвии с основными принципами семейного права. Во время свадьбы договор зачитывался вслух, а затем десять свидетелей ставили свои печати.Брачный контракт составлялся на табличках, ни одной из которых не сохранилось.
Во времена республики Древнего Рима для развода требовались существенные основания, которые обсуждались на семейном совете. Развод в период ранней республики встречался редко, а первый случай датируется 306 годом до н. э. у Валерия Максима (когда Луций Анний развелся с женой, за что цензорами был исключен из сената) либо 231 (или 227) годом до н. э. у Сервия Сульпиция (когда консул Спурий Карвилий с согласия цензоров развелся с женой из-за её бесплодия).

Основные принципы семейного праваИсточники семейного права

Эволюция семейного права в Древнем Риме. Брак, семья, права главы семейства 2, Право — Реферат

Эволюция семейного права в древнем риме брак семья права главы семейства

Глава

1. Статус семьи в римском праве 5

Глава

2. Брак в римском праве 9

Глава

3. Отеческая власть 13

Заключение 21

Список литературы 23

Выдержка из текста

В такой семье лишь paterfamilias был вполне правоспособным лицом, persona sui iuris, а остальные члены семьи personae alieni iuris полной правоспособности не имеет.

Отсюда и пошло выражение, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям — loco sororis, и т. д. Сыновья и внуки не получают свободы от подчинения отцовской власти даже если получают должность магистрата.

Не освобождает от patria potestas и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле paterfamilias.

В дальнейшем брак носил характер таинства, особо подчеркивалась его духовная сторона. Классическим понятием становится брак как «самое полное физическое, нравственное, экономическое, юридическое и религиозное общение между мужем и женой. С заменой церковных норм на светские этот подход изжил себя.

• рассмотреть семейное право в дохристианский период;• охарактеризовать похищение невесты как форму заключения брака в языческий период;Предметом исследования выступают брачно-семейные отношения в семье в Древней Руси.

Закон не содержит определение понятия брака.

Анализ норм СК РФ, регулирующих условия и порядок заключения брака, а также его правовые последствия, позволяет выявить основные признаки брака, на основании которых брак можно определить как добровольный и равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный с целью создания семьи при соблюдении условий и порядка, установленных законом, и порождающий взаимные права и обязанности супругов .

Возникновение института собственности поставило перед обществом множество вопросов, в том числе и о том, что делать с имуществом после смерти человека, кому оно принадлежит и т. Кроме того, и развитие брачно-семейных отношений вызвало острую необходимость урегулирования этих вопросов.

Родинаᅟ римскогоᅟ праваᅟ античнаяᅟ Ита-лия, ᅟ аᅟ ещёᅟ точнееᅟ Рим, ᅟ «ᅟ вечныйᅟ городᅟ «ᅟ остающийсяᅟ неᅟ толькоᅟ храните-лемᅟ стародавнихᅟ реликвий, ᅟ ноᅟ иᅟ однимᅟ изᅟ крупнейшихᅟ центровᅟ совре-меннойᅟ цивилизации.

Поᅟ известномуᅟ выражению,ᅟ Римᅟ покорялᅟ мирᅟ три-жды:ᅟ первыйᅟ разᅟ своимиᅟ легионами,ᅟ поставившимиᅟ Италиюᅟ вᅟ центрᅟ то-гдашнегоᅟ кругаᅟ земель,ᅟ омываемыхᅟ Средиземнымᅟ морем;ᅟ второйᅟ разᅟ христианством,ᅟ воспринятымᅟ Древнейᅟ Русью;ᅟ третийᅟ раз,ᅟ когдаᅟ римскоеᅟ правоᅟ былоᅟ позаимствованоᅟ позднефеодальнойᅟ Европой,ᅟ сᅟ темᅟ чтобыᅟ спустяᅟ столетияᅟ сделатьсяᅟ основойᅟ десятковᅟ кодификацийᅟ гражданскогоᅟ права,ᅟ бесконечнымᅟ терминологическимᅟ источником,ᅟ собраниемᅟ понятийᅟ иᅟ определений,ᅟ сохраняющийᅟ свойᅟ авторитетᅟ доᅟ нашихᅟ дней.ᅟ

Однако возможные формы принадлежности не исчерпываются правом собственности. Любая вещь обладает целым рядом свойств, и некоторые стороны полезности вещи могут стать предметом прав на чужие вещи, которые, будучи также основаны на непосредственной связи с объектом (данным свойством вещи, данной функцией), являются реальными (вещными от слова «res») правами и значимы против всех (erga omnes).

Отношение субъекта такого права к данной стороне вещи не зависит от его связи с собственником, поэтому здесь он оказывается сильнее даже собственника вещи .

Но даже он не учит, как правильно выстраивать отношения в семье, как нужно общаться со своими близкими и родными.

Если в советское время считалось неприличным, недостойным гражданина разводиться, бросать семью, воспитывать детей вне брака, то с приходом капитализма, стоявшие ранее запреты были разрушены.

Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, оказывают существенное влияние на современную семью.

Во-первых, потому что римское частное право, являясь предельным выражением индивидуализма и наибольшей свободы личности, свободы собственности, легло в качестве Фундамента для правового развития всех народов Западной Европы.

Оно явилось базисом, на котором веками формировалась юридическая, мысль, правовой системой, в которой основные юридические институты и понятия нашли себе наиболее чистое от всяких случайных и национальных окрасок, выражение, Римское частное право и его история изучаются повсеместно.

Организацию разбирательства судебных дел осуществляли магистраты, которые также имели право назначения судей (iurisdictio).

Функции судьи имел право осуществлять любой совершеннолетний римский гражданин.

Римское государство существовало полных

1. веков (от VIII в. Право римского государства из небольшой, неразвитой скотоводческо-аграрной общины трансформировалось в правовой порядок Римской империи, основывающийся на «чистой частной собственности» (Ф.

Выраженный в наличии этой формы права, наряду с законом, дуализм права составил одну из важнейших черт всей римской юридической культуры, особенно существенную для исторического приспособления формализовано-консервативных норм законов к обновляющимся условиям других времен.

Список литературы

1. Законы XII таблиц // Хрестоматия по истории государства и права Древнего мира. М.: Ось-89, 2002.

2. Медведев В.Г. Субъекты права в Древнем Риме // Вектор науки тольяттинского государственного университета. Издательство: Тольяттинский государственный университет (Тольятти).

 — 2009. — № 5. — С. 64−69.

3. Новицкий И. Б. Римское право. М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 2004.

4. Омельченко О. А. Основы римского права. М.: «Манускрипт», 2003.

5. Памятники римского права. Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М.: Фолио, 1997.

список литературы

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Брак в римском праве: понятие, виды, формы заключения, условия вступления и прекращения

Эволюция семейного права в древнем риме брак семья права главы семейства

Римский юрист Модестин (III в. н. э.) определял брак как союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права. Это определение, однако, не соответствовало действительному положению вещей.

Три формы брака в римском праве:

    • cum manu — брак, устанавливавший власть мужа над женой, в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом);
    • sine manu — брак, не порождавший власть мужа над женой (жена оставалась подвластной прежнему домовладыке, либо была самостоятельным лицом);
    • конкубинат (условно, так как формально браком не являлся).

Первой формой брака в Риме был брак под названием cum manu — брак, устанавливавший власть мужа над женой. Вступив в такой брак, женщина попадала под власть мужа или его домовладыки и становилась агнаткой в доме мужа.

Однако уже в древности женщина могла избежать власти мужа. Для этого она должна была заключить брак без соблюдения всяких формальностей (sine manu) — брак, не порождавший власть мужа над женой. Если в течение года после заключения такого брака женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, она не становилась агнаткой в доме мужа. Такая процедура могла ежегодно повторяться.

Если жена не отлучалась из дома, то она попадала под власть мужа и брак превращался в брак с властью мужа (cum manu). Брак sine manu — это форма брака, основанная на равенстве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа.

Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала преобладающей.

В I в. до н. э. появилась особая форма брака — конкубинат, дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака.

Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской вла­сти. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности.

Рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наследственных правах.

Брак и условия его заключения

Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям.

Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака.

Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.

Условия вступления в брак:

    1. достижение брачного возраста;
    2. согласие на брак;
    3. наличие у брачующихся права заключить законный брак.

Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

Вторым условием было согласие на брак и условия его заключения. В древнейшее время это было согласие одного только домовладыки. Жених выражал свою волю, если он был полностью правоспособным; правоспособная невеста нуждалась в согласии опекуна (auctoritas tutoris).

Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак не вполне правоспособного лица нужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие главы семьи невесты и согласие как главы семьи жениха, так и лица, под отеческой властью которого жених может оказаться со смертью главы семьи.

Так, согласие на брак внука дает не только его глава семьи — дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака.

Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте глава ее семьи.

Таким образом, первоначально все положения о согласии на бракбрак и условия его заключения исходили из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был главой семьи, носителем отцовской власти.

Но по мере того как личность детей начинает эмансипироваться от когда-то неограниченной власти главы семьи, интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии домовладыки на вступление в брак. Так, Закон Юлия (4 г. н. э.

) предоставил нисходящим право обжаловать магистрату неосновательный отказ главы семьи в согласии на брак. Затем детям было разрешено вступать в брак и без его согласия, если он взят в плен или безвестно отсутствует.

Были случаи, когда согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови: женщина, которая, состоя под опекой, могла вступать в брак, не иначе как получив согласие опекуна (auctoritas tutoris), после отпадения опеки над женщинами была обязана испрашивать разрешение на брак и условия его заключения у отца, а за отсутствием отца — у матери или у других близких родственников.

Третьим условием вступления в римский брак является наличие у брачующихся права заключить законный брак.

Препятствия к вступлению в брак за отсутствием этого условия могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества (позднее сословиям), либо из родственной связи между ними или иногда из других существовавших между ними отношений. Так, прежде всего Законом Канулия (445 г. до н. э.) не допускались браки между патрициями и плебеями.

До первого брачного Закона Августа, Закона Юлия (18 г. до н. э.) не допускались браки вольноотпущенников со свободнорожденными, а после Закона Юлия — с лицами сенаторского сословия.

Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях — в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики — между лицами, матери которых были сестрами (consobrini), а отцы братьями; наконец, в период империи только между лицами, из которых хотя бы одно является нисходящим первой степени общего для обоих предка, например, между дядей и племянницей, теткой и племянником и т. д. В это общее правило императорские постановления не раз вносили изъятия. В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских императорах — и в боковых линиях между зятем и золовкой.

Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних.

Способы заключения брака

Браку и условиям его заключения предшествовало обручение. В древнее время его совершали жених и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме манципации. В более позднее время оно проходило без соблюдения формальностей. Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от стороны.

Способы заключения брака в римском праве:

    1. путем совершения религиозного обряда;
    2. путем покупки женихом невесты;
    3. путем простого соглашения сторон.

Два первых способа заключения брака порождали «правильный брак», брак с мужской властью (cum manu). Третий способ заключения брака вел к установлению «неправильного брака», брака без мужской власти (sine manu).

Религиозный обряд (confarreatio) имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.

Покупка женихом невесты (coemptio) осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.

Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства.

Основания прекращения брака в римском праве:

    1. Смерть одного из супругов.
    2. Утрата свободы (capitus deminutio maxima) одним из супругов, т. е. обращение его в рабство.
    3. Утрата гражданства (capitus deminutio media) одним из супругов.
    4. Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения (incestum superveniens).

    5. Воля главы семьи.
    6. Развод.
    7. Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором.

Смерть одного из супругов. В случае естественной смерти жены мужчины могли сразу же вступать в новый брак.

Для женщин был установлен срок траура (tempus lugendi), во время которого женщина не могла выйти замуж.

Утрата свободы (capitus deminutio maxima) одним из супругов, т. е. обращение его в рабство. Так как с рабом возможно только сожительство, а брак невозможен, то законный брак считался расторгнутым.

Если же утрата свободы наступала в связи с попаданием супруга в плен, то женщина не могла больше выйти замуж, так как муж мог вернуться.

Во времена Юстиниана срок ожидания возвращения мужа из плена был ограничен пятью годами.

Утрата гражданства (capitus deminutio media) одним из супругов. Брак продолжал считаться действительным только согласно естественному праву.

Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения (incestum superveniens).

Если в результате усыновления супруги становились агнатическими родственниками, брак между которыми невозможен, то их брак расторгался.

Например, если глава семьи дочери усыновлял зятя, он становился как бы братом собственной жены. Этого можно было избежать, только предварительно сделав дочь правоспособной.

Воля главы семьи. В браке sine manu, в котором женщина осталась под властью своего отца, глава семьи мог истребовать женщину обратно, тем самым лишив ее возможности жить совместной жизнью. В браках между не вполне правоспособными любой из домовладык мог по своему желанию расторгнуть их брак, объявив его сожительством.

Развод. В Древнем Риме развод мог инициировать только мужчина. Брак мог быть расторгнут при неподобающем поведении женщины: пьянстве, измене, бесплодии и даже выкидыше.

Развод как таковой (divortium) получил свое распространение с возросшей популярностью браков sine manu.

Расторжение брака стало возможно как по воле мужа (repudium), так и по воле жены, а также по взаимному согласию супругов.

Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором. Такое основание расторжения брака было упразднено во времена Юстиниана.

Формы развода в римском праве:

    1. объявление о разводе перед свидетелями (в эпоху Августа количество свидетелей было установлено в количестве семи человек);
    2. письменное соглашение;
    3. фактическое прекращение совместного проживания.

Начиная с постклассической эпохи с введением христианской морали на разводы наложили строгие запреты.

Возникли следующие виды разводов:

1) развод с плохими последствиями (divorium cum damno):

  • по вине одного из супругов (repudium ex iusta causa) (супружеская неверность, тяжкое преступление, аморальный образ жизни);
  • без вины супруга (repudium sine ulla causa), т.е. неправильное одностороннее расторжение брака. Такой развод карался строгими санкциями — от изъятия приданого до высылки, но брак считался расторгнутым;

2) развод без последствий (divorium sine damno):

  • развод по взаимному согласию супругов (divortium communi consensu);
  • развод по воле одного из супругов (divortium bona gratia). Такой развод был возможен только по уважительной причине: импотенция, уход в монастырь и др.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.