Нормы дефиниции в административном праве примеры

Содержание

Регулятивные и охранительные административно правовые нормы примеры

Нормы дефиниции в административном праве примеры

Охранительные нормы права — нормы права, которые устанавливают условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.

Охранительные нормы права называют правоохранительными нормами.

Разъяснение

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Нормы права подразделяются на:

Регулятивные нормы — нормы права, которые устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия.

Охранительные нормы — нормы права, которые устанавливают условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.

Охранительные нормы обычно состоят из диспозиции (указывает на правонарушение) и санкции.

Примеры охранительных норм права:

1) Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей. (п. 1 ст. 116 НК РФ);

2) Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей. (п. 1 ст. 120 НК РФ)

Дополнительно

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства

13.2. Виды правовых норм

Пониманию правовой нормы, полному представлению о ее на­значении и регулятивных возможностях служит уяснение при­надлежности той или другой нормы к определенной разновиднос­ти. При этом главным делением юридических норм признается деление их на регулятивные и охранительные.

В известной сте­пени это деление условно, так как каждая норма, воздействуя на волю и сознание человека, регулирует его поведение. Поэтому лучше, если регулятивные нормы называть правоустановительными, поскольку в них содержатся предписания, предоставляю­щие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности. Тем самым их поведение регулируется как бы напрямую.

Охранительные нормы устанавливают и регламен­тируют меры юридической ответственности и другие принуди­тельные меры защиты субъективных прав. Здесь регулирование поведения людей осуществляется как бы косвенно.

И в зави­симости от характера и отраслевой принадлежности предусмотренной санкции охранительные нормы классифицируются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административные и дисциплинарные. Именно нормы перечисленных отраслей пра­ва специализируются в основном на охране общественных отно­шений.

Регулятивные нормы делят на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Вообще-то едва ли не каждая норма может быть сформулирована в любом из этих качеств. А некоторые нормы органично соединяют в себе разные свойства.

Например, возбудить уголовное дело — это и право и обязанность следователя при определенных условиях.

Вместе с тем в одних нормах на пер­вый план выдвигается именно обязанность лица, в других — его право, в третьих акцент делается на запрете определенного пове­дения.

Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т.е. не допускающими никаких отступлений. Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных, т.е. допускающих поведение адресата норм по согла­шению с партнером.

По тем же основаниям выделяют нормы фа­культативные, позволяющие при определенных условиях отсту­пать от главного варианта поведения, избирая второстепенный (за­пасной). Норма будет называться рекомендательной, если из ряда вариантов поведения рекомендуют один — предпочтительный.

Если норма формулирует правило, условия его действия и сан­кцию с исчерпывающей полнотой, не допуская каких-либо вари­антов или дальнейшей конкретизации в ходе реализации, то ее можно назвать абсолютно определенной.

Напротив, относительно определенные нормы не содержат всех указаний и допускают возможность вариантов с учетом кон­кретных обстоятельств. Такие нормы, в свою очередь, подразде­ляются на ситуационные и альтернативные.

Первые допускают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуа­ции, а вторые — предоставляют возможность выбора из обозна­ченных в нормативном акте вариантов. Есть нормы основные (ис­ходные) и нормы производные (детализирующие); нормы посто­янные и временные. В особую группу выделяются нормы поощ­рительные.

Это те нормы, которые стимулируют поведение людей поощрительными мерами (санкциями). Таковые находят даже в уголовном праве.

Среди регулятивных и охранительных норм выделяют так на­зываемые специализированные, к которым относятся нормы де­финитивные (содержащие признаки или определения государственно-правовых институтов, нормы-принципы, оперативные (направленные на отмену актов, их распространение на новые отношения и т.п.), коллизионные (позволяющие решать дело в случае противоречий норм) (рис. 1).

§ 1. Нормы административного права

Любая отрасль права состоит из юридических норм, является их организованной совокупностью. Первичными «кирпичиками» административного права, «клеточками», на базе которых формируется система отрасли, являются административно-правовые нормы.

Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения, возникающие при формировании и деятельности исполнительной власти. Норма содержит правило, модель должного поведения (диспозицию) при наличии определенных условий (гипотезы). Она регулирует общественные отношения.

Ее реализация обеспечивается разнообразными средствами, включая государственное принуждение.

Каждая норма органично включена в отраслевую систему, вне которой она действовать не может.

Например, норма, устанавливающая ответственность за мелкое хулиганство, действует только «в связке» с нормой, в которой сказано, что к административной ответственности привлекаются лица, достигшие к моменту совершения проступка 16-летнего возраста; а также нормами, определяющими, кто рассматривает такие дела, обязывающими составить протокол о проступке, и многими другими.

Огромное множество административно-правовых норм в связи с их разнообразием можно поделить на виды по самым разным критериям. Возьмем для группировки наиболее важные для понимания этих норм критерии их сущности, содержания, формы и др.

По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на регулятивные, содержащие правила созидательной, нормальной деятельности, и охранительные, призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений.

И соответственно административное право можно рассматривать как комплекс, состоящий из норм, регламентирующих созидательную деятельность исполнительной власти («активная администрация») и ее охранительную деятельность («пассивная администрация»).

По содержанию различаются нормы материальные (определяют права и обязанности субъектов правоотношений) и процессуальные (закрепляют порядок, процедуры осуществления власти).

Если уголовное право уже давно существует отдельно от уголовно-процессуального, то в рамках административного права органично связаны две подотрасли: материальное административное право и административно-процессуальное право.

Взяв в качестве критерия группировки метод воздействия на поведение субъектов, можно выделить нормы обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, рекомендующие, поощряющие,

Критерий предела действия норм (по территории, кругу лиц) позволяет отделить общеобязательные нормы от внутриаппаратных. В числе общеобязательных – федеральные и субъектов Федераций. А внутриаппаратные бывают общеаппаратными, межведомственными, ведомственными, локальными (действующими в пределах отдельной организации).

Юридическая сила норм зависит от вида власти, к которой они принадлежат (законодательная, исполнительная, судебная) и от положения тех органов, которые приняли акты, содержащие нормы. Иными словами, иерархия норм отражает иерархию органов, их принявших.

Кроме того, различаются нормы законодательные и подзаконные. Последние могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.

А решения Конституционного и других судов имеют большую юридическую силу, чем подзаконные акты и даже законы.

По уровню обобщенности очень важно провести различие между нормами общими и специальными. Если общая и специальная норма имеют равную юридическую силу, то при их конкуренции действует специальная норма. Конкуренция возникает, если конкретные обстоятельства соответствуют гипотезам разных юридических норм.

Специальную норму можно рассматривать как исключение из общего правила, установленное для того, чтобы при наличии дополнительных, названных в ее гипотезе фактов, действовало специальное, а не общее правило. Так, одна статья закрепляет ответственность за нарушение правил торговли, а вторая – за нарушение порядка продажи огнестрельного оружия.

Если продавец нарушит специальные правила торговли оружием, его привлекут к ответственности не по общей, а по специальной норме.

По субъектам (адресатам) различаются нормы, регулирующие деятельность государственных организаций и их работников, негосударственных организаций, граждан, а также разных субъектов.

Если срок действия нормы заранее установлен, значит, она временная, срочная. Постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они имеют силу до тех пор, пока не будут отменены. А срочная норма, если ее досрочно не отменят, прекращает действие автоматически, когда наступает заранее названная дата.

Преобладающее число норм действует в нормальных условиях. Но наряду с ними существуют нормы, которые вступают в силу в чрезвычайных, форс-мажорных обстоятельствах. А значит, есть нормы обычные и экстраординарные.

Реализация норм административного права представляет собой логический процесс претворения в жизнь государственной воли его субъектами. Это выражается в поведении субъекта в соответствии с их требованиями. В литературе различают несколько форм (способов) реализации норм: 1) исполнение, 2) соблюдение, 3) использование и 4) применение.

Исполнение заключается в активных действиях субъектов права по выполнению обязанностей, предписаний, содержащихся в норме. Суть соблюдения – в воздержании субъекта от совершения запрещенных действий. Оно отличается от исполнения пассивным поведением субъекта.

При использовании субъект сам принимает решение о том, воспользоваться или нет предоставленным ему субъективным правом (например, на жалобу). Применение состоит в принятии компетентным субъектом власти индивидуального юридически властного решения (акта) на основе действующей нормы.

Применение административно-правовых норм является важнейшей правовой формой деятельности административной власти, которое часто осуществляется в особом процессуальном порядке (например, применение администратйвного взыскания, лицензирование, призыв на воинскую службу) путем принятия правоприменительных административных актов.

Субъектами административной власти довольно часто используется нормативное применение права. Суть его в том, что на базе нормативного акта более высокой юридической силы принимается конкретизирующий его нормативный акт. Так, нередко постановление Правительства России издается на основе закона, закон и постановление конкретизируются инструкцией министерства.

Регулятивные и охранительные нормы

Дефинитивная норма права в 2019 году — что это такое, примеры, из Конституции, муниципального

Нормы дефиниции в административном праве примеры

Что такое нормы права. Их классификация и функции. Дефинитивная норма права в России в 2019 году. Чем она отличается. Примеры.

Российская Федерация является правовым государством. Поэтому важная роль в нем, как и других странах, относится юридической сфере.

Использование нормативно-правовых актов позволяет государству регулировать отношения между субъектами права.

Субъектами права могут выступать как юридические, так и физические лица в зависимости от сферы его применения.

Но главной задачей при разработке актов является определение модели поведения в той или иной ситуации.

При этом до общества должно быть в понятной форме донесено, какие действия в определенной сфере разрешено проводить, согласно законодательства, а какие нет.

Общие моменты

Право является особой сферой отношений общества. Оно строится на определенных нормах и правилах. Главной составляющей регулирующей отношения между лицами являются законодательные акты.

Каждый из них содержит нормы права, которые различаются между собой значением и признаками. Одной из таких норм является дефинитивная.

Главной задачей права является регулирование общественных отношений. Но чтобы оно выполняло свои функции эффективно, важно правильно донести до общества информацию.

Но так как эта сфера имеет сложные понятия и термины, не все могут разобраться в значении нормативно-правовых актов. Чтобы донести информацию более понятным образом, используются нормы.

Законодательные акты должны содержать не только права и свободы, но и пояснения к ним. Законы – это не просто свод рекомендаций.

Это правила, обязывающие лиц к выполнению определенных действий при указанных условиях. Также они могут быть представленные как запрещающие те или иные действия в рамках закона.

Это зависит от сферы действия права. В рамках права используются четко определенные нормы.

Что это такое

Норма права – это правила поведения, установленные законодательством и регулируемые государственными органами. Из них выделяют общепринятые и специальные.

Нормы имеют следующую структуру:

ГипотезаПредположение
ДиспозицияОна выражает отношение к конкретному событию
СанкцияОна представляет собой реакцию государства на то или иное действие, выходящее за рамки общеобязательной модели поведения

Нормы можно классифицировать по нескольким признакам. По характеру влияния на общество выделяют:

  1. Обязывающие.
  2. Запрещающие.
  3. Диспозитивные (уполномочивающие).

По степени воздействия их разделяют на две категории:

ИмперативныеИх действие обязательно для всех без каких-либо исключений
ДиспозитивныеОни предоставляют право выбора

А вот по характеру участия в общественных процессах, принято использовать следующую классификацию:

КонстатирующиеОни прямо указывают на какой-либо факт
РегулятивныеЭти положения регламентируют правила поведения в той или другой ситуации
ПравоохранительныеЭти положения принимаются с целью удержания субъектов в пределах установленных правил

Также их можно разделить на следующие группы по функциональности:

Общепринятые нормыРаспространяются в одинаковой степени на всех участников правовых отношений во всех сферах
Специальные нормыДействуют в рамках отельных правовых отраслей и институтов с учетом их специфики. Одной из разновидностей таких норм являются дефинитивные

Дефинитивные нормы права используются во всех сферах правовой деятельности с целью разъяснения определений и понятий.

Как правило, они размещаются в начале правового акта и содержат термины, используемые в нем. Эти нормы относятся к теории права.

Но при этом к ним прибегают и на практике, когда возникает вопрос правомерности определенных действий.

Дефинитивные нормы права позволяют более детально разобраться в нормах, установленных правовым актам даже человеку, не имеющему юридического образования.

Также их задачей является конкретизация понятий и определение признаков того или иного события.

Дефинитивные могут выступать как диспозитивные нормы, которые определяют конкретное поведение лиц в отдельных ситуациях.

Публичному праву более свойственны императивные нормы, в качестве которых также могут выступать дефинитивные, которые определяют и регулируют отношения между организациями.

Существующие признаки

Специальные дефинитивные нормы используются во всех сферах права, поэтому более распространены, чем другие виды.

Они определяются по следующим признакам:

Низкая степень самостоятельностиТо есть данная норма не может регулировать правовые отношения самостоятельно, а лишь является дополнением к основной
Отсутствие структурных элементовКоторые свойственны общепринятым нормам, таких как (гипотеза, диспозиция, санкция)
Специальная норма является производнойОт основной и создана с целью ее детализации и конкретизации
Не имеют определенных регулятивных способностейИ применяются только для конкретизации новых отраслей или в качестве связующей между двумя разными отраслями права
Действие таких норм не должно быть подкрепленоГосударственными средствами

Дефинитивные нормы являются многоразовыми. Они используются для регламентирования определенной сферы, в рамках которой применяются.

Ярким примером использования дефинитивных норм можно считать Уголовный кодекс. Главной его задачей является определение понятия «преступление».

А уже далее идет описание наказания в рамках закона. Как правило, дефинитивные нормы права размещают в начале источника размещения основных норм, а именно в:

  • преамбуле законодательного акта;
  • общей части кодекса;
  • нормативно-правовых актах, которые предназначены для внесения изменения в ранее изданные законы.

Причиной появления дефинитивных норм стало наличие большого количества терминов, которые требовали разъяснения и конкретизации.

Благодаря этим нормам проводится уточнение законных оснований того или иного события, а также действия.

Действующие нормативы

Использование дефинитивных норм не регулируется законодательными актами, так как сами по себе они выступают их частью.

Они применяются в:

Дефинитивные нормы содержат все без исключения нормативные акты.

Возникающие нюансы

Сама по себе правовая система определяет правила поведения лица. Но сделать это можно только с учетом определенных норм.

В каждом акте дефинитивным нормам отведено свое место. Но основным источником для всех них являются те, которые используются в Конституции Российской Федерации.

Об этом будет сказано далее. Можно выделить три основных направления, в которых используются дефиниции:

  • общегражданское право;
  • уголовное;
  • защита прав и собственности.

Прежде, чем приступить к изучению или просто ознакомлению с нормативами, стоит детально ознакомиться с имеющимися в нем дефинициями.

Роль и значение дефиниций

Главной задачей дефиниции является конкретизация понятий и событий, что крайне важно в сфере права. Законодательные акты и нормы не могут быть двузначными или двусмысленными.

Они должны иметь четко установленные признаки. Именно в этом заключаются главные функции дефиниции в рамках права.

Дефиниции имеют констатирующий характер. Их ролью является уточнение абстрактных понятий. Они выполняют следующие функции:

УчредительнуюВыступают основанием для создания нормативно-правовых отношений
ПознавательнуюПозволяют определить и конкретизировать понятие, действие функцию
ПояснительнуюПозволяют разобрать понятия из права
РегулятивнуюЭти нормы позволяют регулировать вопросы
ИнформационнуюПомогает информировать население о значении понятий
ИнтерпретационнуюПозволяет интерпретировать понятия, используемые в других сферах под право

Дефинитивные нормы обеспечивают качество влияние сферы права на отношения между гражданами.

Примеры дефинитивной нормы права

Примеры дефинитивных норм права можно встретить в любых нормативных актах. Рассмотрим, как они выглядят в Налоговом кодексе. Здесь они размещены в первом разделе.

В главе 1 статье 11.1. она именуется как «Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе».

Большинство понятий были введены федеральным законом 27.07.2006 N 137-ФЗ, который является первоначальным источником данных норм.

Также в пунктах 3-5 определяется, в каких сферах могут быть использованы данные нормы. Более подробно рассмотреть пример дефиниций вы можете, рассмотрев статью 11.1 Налогового Кодекса Российской Федерации.

В Налоговом Кодексе могут быть применены как диспозитивные, так и императивные функции, в зависимости от статьи.

Примеры из Конституции

Конституция является основным главным законом Российской Федерации. Следовательно, ее можно считать основой права в государстве.

Как и все нормативные акты, она содержит дефинитивные нормы. Но располагаются они в ней вовсе не так, как, к примеру, в Кодексе.

: норма права

Они собранны в первом разделе «Основные положения» и распределены по всем главам, каждая из которой определяет свои понятия.

В начале каждой главы указан термин, объясняющий вопрос, по которому сформулирована тема.

Таким образом, Конституция Российской Федерации по большей мере полностью состоит из дефиниций. Но при этом она является самостоятельным законодательным актом.

Примеры из Гражданского права

Дефиниции используются во всех сферах права. Не исключением стало и гражданское. Основным актом, регулирующим гражданские отношения, является, конечно же, кодекс.

В отличие от других видов кодексов гражданский содержит дефиниции, равномерно распределенные по всему акту.

Каждая из статей определяет конкретное понятие, поэтому целесообразно в начале каждой статьи размещение термина с разъяснением определения.

В гражданском праве дефинитивная норма может выступать как диспозитивная. Это наблюдается в Семейном Кодексе.

Но в то же время в Трудовом Кодексе, который также относится к гражданскому праву, она выступает как императивная, так как регулирует отношения между физическими лицами и организациями.

Дефинитивная норма права предназначена для упрощения донесения информации, используемой в правовых актах до общества. Но сложность ее названия не совсем соответствует ее функциям.

Так как главной задачей дефинитивной нормы является разъяснение сложных терминов и определений, что позволяет интерпретировать информацию в более понятную форму.

Так что можно сказать, что дефинитивная норма – это метод разъяснения терминов. Она присуща всем сферам права.

Как правило, данная норма располагается в начале нормативного акта или кодекса. Также она может быть вынесена в отдельный раздел, именуемый как «Заключительные понятия» и размещена в конце акта.

Дефинитивная норма исключает двоякое трактование значений, правил и других понятий, так как имеет констатирующие особенности и позволяет правильно уточнить информацию.

Одно и то же понятие может иметь разное значение в зависимости от отраслей. Для уточнения используются дефинитивные нормы.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Что такое дефинитивная норма права

Нормы дефиниции в административном праве примеры

Статья даст понятия, что такое эти нормы права, что они обозначают, их роль и значение.

Понятие дефинитивной нормы права

Нормы, дающие определения некоторым деяниям в законодательных актах. Например, что такое убийство, вина, алиби – в уголовном праве. Что такое договорные соглашения, трудовые отношения, обязательства – в гражданском. 

В основном, этого вида нормы права находятся в обособленной части закона, хотя их много и в основой.

Сегодня законодательные акты выпускаются с главами общего назначения, где располагаются разъяснения основным понятиям законодательного акта.

Так, например, в законе РФ “О защите прав потребителей” в главе 1 дается определение что такое “потребитель”, “изготовитель”, “продавец”, “безопасность товара” и так далее.

Краткое описание документа

Норма права – понятие, принятое и узаконенное государством, обязательное к исполнению всеми, определяющее действия всех членов общества, затрагивающее неконкретное число одинаковых случаев, и обращено ко всем, кто оказался в области деятельности данного права.

Этот вид нормы права существенно отличаются от законодательного акта для определенного лица. Например постановление суда в защиту какого-то конкретного лица.

Общий ее характер подтверждается:

  1. Многоразовым действием.
  2. Касается неконкретного числа членов общества.
  3. ее цель, урегулирование не единственного момента, а определенную область общественных отношений
  4. Равная ее обязательность для всех, кто оказался в области ее деятельности.

В качестве примера подтверждающего общий характер права можно привести Трудовой кодекс РФ. Он не направлен на какое-то конкретное лицо, а характеризует взаимоотношения всего круга людей, входящих в область трудовых отношений.

Черты, определяющие общий характер правовой нормы:

  • Определяет единые границы, единый характер деятельности для всех входящих в нее субъектов. Это свойство права закреплено термином «нормативность».
  • Абстрактность, то есть она не задевает интересы какого-то конкретного круга лиц, объектов.
  • Ее представительно-обязывающий характер. Предоставляя право одному человеку поступать каким-то образом, она дает право другому человеку поступать аналогично или воздержаться от действий.
  • Общеобязательность правовой нормы для всего круга лиц, попадающий под ее область влияния, а не конкретно определенное лицо.

Например, тот же Трудовой Кодекс РФ, невзирая на общий характер области его влияния, он имеет четко обозначенные границы и рамки деятельности, обязательные для всех членов трудового коллектива, как работников, так и работодателей.

Структурное строение правовой нормы:

  • Направленность на определенную жизненную ситуацию.
  • Права и обязанности лиц, оказавшиеся в данной жизненной ситуации.
  • Круг мер государственного воздействия на лиц, вышедших за рамки сложившейся жизненной ситуации.

Анализируя Трудовой кодекс РФ делается вывод, он направлен на определенную жизненную ситуацию, определяющую трудовую деятельность члена общества.

Он определяет спектр прав и обязанностей всех членов трудового коллектива и меры государственного воздействия за нарушения правил определенных Трудовым кодексом.

Определяя порядок действия в тех или иных ситуациях государство применяет:

  • гипотезу, иначе предположение;
  • диспозицию, отношение к тому или иному событию;
  • санкцию, реакция на какое-то событие, действие.

Исходя из характера влияния на взаимоотношения в обществе, определяется классификация правовых норм.

По способу влияния на лица, нормы права бывают:

  • обязывающие;
  • запрещающие;
  • уполномочивающие (диспозитивные).

Первый вид нормы права начинаются со слова:

  • они обязаны;
  • вторая – запрещается;
  • третья – имеют право.

По свойству правового воздействия, они делятся на:

  • императивные (категорические),то есть что-то предписывают или запрещают в категорическом виде;
  • диспозитивные, носят рекомендательный характер.

По их участию в правовом регулировании общественной жизни правовые нормы являются:

  • констатирующими, они констатируют свершившийся факт того или иного деяния;
  • регулятивными, регулирующими порядок действия в тех или иных случаях;
  • правоохранительными – меры, принимаемые для удержания того или иного субъекта в границах нормы права.

Дефинитивные нормы права относятся к констатирующим правовым нормам, они обеспечивают констатацию свершившихся актов и дают им разъяснения.

Общий характер дефинитивной нормы права

Этот вид характера нормы права подчеркивается таким качеством, как абстрактность, то есть она не воздействует на конкретное лицо, а дает определение общим критериям жизнедеятельности общества в целом.

Пример: Объясняя понятие «преступление» она характеризует ее как умышленное, осознанное деяние кого-то, направленное на нанесение вреда кому-то.

В определении того или иного действия дефинитивные нормы права не содержат направленности на конкретное лицо или конкретный круг лиц.

Понятие “увольнение” не относится к какому-то конкретному лицу или к определенному кругу лиц, например “работодатель” Она направлена на общий круг людей связанных понятием “трудовые отношения”

Признаки дефинитивной нормы права

Нормы права дающие определение того или иного юридического действия называются дефинитивными. Это их основной признак.

Дефинитивные нормы права дают определения трем основным направлениям общественной деятельности; уголовной, общегражданской и защиты интеллектуальной собственности.

Роль и значение дефиниций в праве

Значение:

  • Выстраивают новую систему общественных связей.
  • Составляют большую часть российского законодательства,
  • Становятся активным пропагандистом идеи «просто и емко о сложном».

Роль:

  • выполняют значимую роль в области правового регулирования;
  • обеспечивают большую конкретизацию понятийного аппарата;
  • ясно и конкретно определяют волю государства;
  • способствуют более качественному влиянию на развитие общественных отношений;
  • выполнение функций: учредительной, познавательной, информационной, регулятивной, интерпретационной, пояснительной;
  • юридическое закрепление того или иного понятия, устраняя возможность его различного толкования.

К дефинициям предъявляются определенные требования:

  1. Полное понимание и разъяснение того или иного действия в законодательном акте.
  2. Взаимосвязь с дефинициями из других законодательных актов.
  3. Основываться на конкретном признании научной теории.

Когда возникает необходимость дефиниций:

  • понятие раскрыто не достаточно четко, и есть опасность его различной интерпретации;
  • юридическим терминам, требующим дополнительного разъяснения;
  • техническим, если нормативные акты, в которых они применяются, предназначены для широкого круга пользователей.

Классификация дефинитивных норм

Каждый представитель своего вида науки по-разному классифицируют дефиниции.

Самыми важными в научном отношении, считаются классификации, базирующиеся на понимании законов связи между различными видами дефиниций, их взаимного преобразования друг в друга.

Определяются 3 класса дефиниций в праве:

  1. Доктринальные дефиниции – определяют структуру любой теории, доктрины.
  2. Практически-прикладные дефиниции – определения, сложившиеся в ходе реальной деятельности, узаконенные в актах старших органов и обязательные для нижестоящих адресатов.
  3. Легальные дефиниции – установленные компетентными законодательными органами в законах и иных формах права.

Третий тип дефиниций обладает предписывающим характером, они по своей роли, значимости, месту в правовом воздействии на характер общественных отношений, отличаются от первых двух классов, но непреодолимого различия между ними нет, так как они все являются неразделимой частью отечественной правовой системы.

В зависимости от того в каких случаях возникает необходимость в дефинициях, определена их классификация по частоте употребления слов:

  • общеупотребляемые слова, например “работник”, “работодатель”;
  • специальные термины, например «юриспруденция».

Однако по-прежнему остается возможность, как для права, так и для субъектов права, совершенствовать классификацию дефиниций, в ходе которой преследуется одна цель – совершенствование общественных отношений.

Вывод

Дефинитивные нормы права – это нормы которые определяют те или иные понятия во всех законодательных актах российского законодательства.

Прежде чем приступать к изучению того или иного законодательного акта, необходимо изучить его общую главу и уяснить, что означают термины в законе.

Нормы дефиниции: понятие и принципы

Нормы дефиниции в административном праве примеры

Нормы дефиниции дают определения тем или иным категориям, используемым в законодательстве. К примеру, в УК содержатся разъяснения таким понятиям, как вина, алиби, убийство, в ГК описывается, что такое обязательства, договорные отношения и пр.

Как правило, нормы дефиниции располагаются в обособленных частях законодательства. Однако их можно встретить и в основных разделах. Рассмотрим далее подробно нормы дефиниции.

В статье будет также представлена классификация этих положений по различным признакам.

Основные сведения

Правовая норма рассматривается как определенное правило поведения. Оно считается обязательным для всех лиц. Невыполнение правила влечет ответственность. В переводе с латинского норма означает «точное предписание», «образец».

После опубликования (обнародования) она наделяется государственно-властным характером. Круг лиц, на которых распространяется ее действие, не определен. В него входят все граждане, организации, госорганы.

Исходя от государства, норма охраняется им же.

Общий характер

Он выражается в распространении действия на неопределенное количество субъектов. Норма выступает в качестве модели поведения. Она не имеет конкретного адресата, не направлена на определенное лицо.

Этим она отличается, например, от судебного постановления. Действие нормы направлено на тех субъектов, которые вступают либо могут вступить или уже участвуют в отношениях, регламентируемые ею.

Общий характер позволяет регулировать не каждый конкретный случай, а охватить все ситуации, факты, взаимодействия.

Все нормы, дефиниции в том числе, являются многоразовыми. Основной их целью выступает регламентирование определенной сферы общественных отношений. Нормы в равной степени обязательны для всех. Например, Трудовой кодекс содержит положения, которые регулируют взаимодействия всех лиц, участвующих в рабочих отношениях.

Нормы определяют единый характер и границы деятельности субъектов, входящих в сферу ее регулирования. Все положения считаются абстрактными. Это значит, что нормы не касаются интересов конкретного субъекта или ограниченного числа лиц. Немаловажное значение имеет и представительно-обязывающий их характер.

Нормы предоставляют одному лицу право поступать определенным образом и вместе с этим предписывает другим совершать аналогичные действия либо воздержаться от них.

Структура

В составе норм выделяют три элемента:

  1. Гипотезу (предположение).
  2. Диспозицию. Она выражает отношение к конкретному событию.
  3. Санкцию. Она представляет собой реакцию государства на то или иное действие, выходящее за рамки общеобязательной модели поведения.

Классификация

Разделение норм на категории может осуществляться в зависимости от характера влияния на отношения в обществе. По этому критерию выделяют положения:

  1. Обязывающие.
  2. Запрещающие.
  3. Диспозитивные (уполномочивающие).

В зависимости от степени воздействия выделяют нормы:

  1. Императивные. Их действие обязательно для всех без каких-либо исключений.
  2. Диспозитивные. Они предоставляют право выбора.

Классификация может осуществляться и по характеру участия в регулировании общественных взаимодействий. По этому признаку выделяют нормы:

  1. Констатирующие. Они прямо указывают на какой-либо факт.
  2. Регулятивные. Эти положения регламентируют правила поведения в той или другой ситуации.
  3. Правоохранительные. Эти положения принимаются с целью удержания субъектов в пределах установленных правил.

Дефиниции – нормы права, обладающие констатирующим характером.

Основные свойства

Нормы дефиниции обладают всеми свойствами, описанными выше. Они абстрактны и воздействуют на неопределенное количество субъектов. Ключевой задачей этих положений выступает разъяснение понятий, используемых в законодательных актах.

Наиболее распространены нормы дефиниции в Конституции РФ. В Основном Законе содержатся фундаментальные понятия и приводятся их определения. Определение Российской Федерации, приведенное в ст. 1 гл.1, выступает как констатирующая норма.

Дефиниции в Конституции формируют юридическую базу для всех остальных законодательных актов.

Ключевые направления

Нормы дефиниции и нормы предписания дают формулировку событиям и категориям в 3-х основных сферах общественной деятельности:

  1. Общегражданской.
  2. Уголовной.
  3. Связанной с защитой интеллектуальной собственности.

Значение

Основы государственного устройства, создания и функционирования институтов власти, общественных и политических объединений, осуществления территориального самоуправления, реализации обязанностей и прав граждан и их групп устанавливают нормы принципы. Нормы дефиниции разъясняют всем участникам отношений эти ключевые начала. Они формируют систему общественных взаимодействий. Проще говоря, дефиниции емко и просто интерпретируют сложные понятия.

Роль

В сфере регулирования особое место занимают нормативно-правовые дефиниции и специализированные оперативные нормы. Последние направлены на формирование определенных моделей поведения. Однако они устанавливают правила с учетом особенностей той или иной сферы деятельности.

Нормативно-правовые дефиниции и специализированные нормы способствуют большей конкретизации понятийного аппарата. Это, в свою очередь, обеспечивает более качественное влияние на развитие взаимодействий в обществе.

К основным функциям, которые выполняют нормы, следует отнести:

  1. Учредительную.
  2. Познавательную.
  3. Пояснительную.
  4. Регулятивную.
  5. Информационную.
  6. Интерпретационную.

Обеспечивая юридическое закрепление той или иной категории, они устраняют вероятность различного толкования.

Виды разъяснительных положений

Классификация дефиниций проводится различными способами. В качестве наиболее распространенного метода дифференциации выступает разделение, основывающееся на понимании взаимосвязи между разными понятиями, взаимного их преобразования друг в друга. В науке определяют три группы норм дефиниций:

  1. Доктринальные. Ими определяется структура любой теории.
  2. Практически-прикладные. Они представляют собой определения, которые сложились в процессе общественной деятельности, были узаконены актами высших органов власти и стали обязательными для всех субъектов.
  3. Легальные. Они устанавливаются компетентными представительными (законодательными) институтами. Такие нормы носят предписывающий характер. По своему месту, значимости, роли в регулировании общественных взаимодействий они отличаются от первых и вторых. Однако вместе с этим какое-то непреодолимое различие между всеми тремя группами отсутствует, поскольку они все выступают как неотъемлемые элементы российской юридической системы.

В зависимости от случаев, в которых появляется необходимость использовать дефиниции, их разделяют на:

  1. Общеупотребляемые. К ним относят, в частности, такие понятия, как «работник», «наниматель», «договор» и пр.
  2. Специальные. Эти термины можно назвать профессиональными. К ним, в частности, можно отнести такое понятие, как «юриспруденция».

Как выше было сказано, определения присутствуют в большинстве законодательных актов. Уголовный кодекс поясняет понятие убийства. Им признается умышленное причинение смерти другому гражданину. В УК присутствуют разъяснения и других понятий.

Например, поясняется, что такое преступление в целом. Им называют опасное для общества деяние, влекущее применение к виновному уголовного наказания. В ст. 1 гл.

1 Конституции поясняется понятие Российской Федерации – это демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой управления.

Выводы

Анализируя вышесказанное, можно заключить следующее. Нормы дефиниции представляют собой такие положения, в которых разъясняются основные понятия, используемые в законодательных актах, для которых недопустимо двоякое толкование.

Это означает, что ключевой их задачей выступает точное и четкое определение той или иной категории либо события. Любое неоднозначное толкование понятий может привести к нарушениям при применении законов на практике.

Это, в свою очередь, может повлечь ущемление интересов граждан, юрлиц, государства, госорганов и прочих субъектов, участвующих в тех или иных отношениях. Нормы дефиниции должны быть понятны не только законодателю или институтам власти, но и населению.

В этой связи формулировки определений должны содержать по возможности простые слова, значение которых не нужно объяснять дополнительно. Вместе с этим дефиниции должны давать максимально полное определение той или иной категории. В разъяснении не может быть пробелов или недосказанности.

Заключение

Нельзя сказать, что нормы дефиниции являются важнейшими в системе. Однако их значение и роль переоценить трудно. Дефиниции вырабатываются для большей ясности и прозрачности законодательства. Эксперты рекомендуют перед прочтением любого акта изучить вводную (общую) часть.

В ней, как правило, присутствуют все термины, используемые в законе, а также определения к ним. Зачастую в актах содержатся отсылки к нормам дефинициям. Это делается, чтобы не перегружать текст терминами и определениями.

В некоторых случаях это действие оправдано, поскольку бывают такие законы, в которых очень много информации и включение в них дополнительных сведений нецелесообразно. Ряд экспертов считает, что гражданам необходимо знать основные нормы дефиниции, существующие в отечественной правовой системе.

На практике это действительно может пригодиться, особенно в случаях, если придется обращаться в судебные инстанции или органы власти. Юридически грамотный человек имеет больше шансов отстоять свою правоту. При этом он может защитить свои интересы самостоятельно, не прибегая к помощи адвокатов.

Но иногда одного знания дефиниций бывает недостаточно. В ряде случаев необходимо разбираться в тонкостях законодательства, ориентироваться в статьях и их изменениях, понимать конкретное действие тех или иных положений. В таких ситуациях, безусловно, без помощи юриста не обойтись.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.