Оплата за электроэнергию за общедомовые нужды
«Злые» платежки от «Доброго города»: почему жителям Химок выставили крупные суммы перерасчета за электроэнергию на ОДН?
07.02.2019
МосОблЕИРЦ известил жителей Химок, чьи дома находятся в ведении управляющей компании ООО «Добрый город», о перерасчете платы за общедомовые нужды. Коммунальщики утверждают, что у жителей образовалась задолженность за электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН) за 2016 год. Теперь этот долг надо погасить.
«Добрый город» намерен собрать плата за ОДН, которую «забыл» начислить ДЭЗ ЖКУ
В единых платежных документах с начислениями за январь 2019 года отразились доначисления по услуге «ОДН электроэнергия». По распоряжению управляющей компании перерасчет был сделан за 12 месяцев 2016 года в связи с тем, что в этот период плата за электрическую энергию, потребляемую на содержание общего имущества в многоквартирных домах, не начислялась.
Дома, по которым проведены доначисления, в 2016 году находились под управлением МП «ДЕЗЖКУ».
В течение 2016 года плата за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества, не начислялась ввиду отсутствия в 2016 году распоряжения от «ДЕЗ ЖКУ» о проведении начислений по этой услуге.
Таким образом, электроэнергия, потребленная на общедомовые нужды, не была оплачена собственниками помещений, что привело к образованию задолженности МП «ДЕЗ ЖКУ» перед поставщиком электроэнергии.В настоящее время между МП «ДЕЗ ЖКУ» и ООО «Добрый город» заключен договор уступки прав(цессии). В соответствии с договором и по поручению ООО «Добрый город» в едином платежном документе за январь 2019 года отражены начисления по услуге «электроснабжение ОДН» за 2016 год.
В ЕПД в графе №5 «текущие начисления» отражена начисленная плата по услуге «ОДНпо электроэнергии» за январь 2019 года. Сумма задолженности за 2016 год отражена в графе №8«перерасчет».
Ежемесячная стоимость услуги «ОДН электроэнергия» рассчитывается исходя из объемов потребленной электроэнергии (при наличии общедомового прибора учета), установленных тарифов и нормативов, общей площади дома и площади занимаемого жилого помещения.
Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) помещения.
Многоквартирные дома в Химках, как правило, не оборудованы общедомовыми приборами учета электрической энергии. В связи с этим расчет по услуге «электроснабжение ОДН» производится исходя из норматива потребления коммунального ресурса.
Астрономические суммы доначислений за ОДН на электроэнергию в Химках
Жители Химок, получившие платежки за январь возмущены.
«В графе „ОДН по электроэнергии“ — 32,8284 КВТ час, тариф 3,77 руб., начислено по тарифу 123,76 руб., перерасчет 2721,17 руб., итого к оплате 2844,93 руб.
Иными словами, цифры в непонятно откуда взявшемся перерасчете равны расходу электроэнергии в моей квартире за три месяца! Или за 20 месяцев ОДН, если бы я их не платил.
Но я аккуратно оплачиваю все счета! Откуда взялись такие катастрофические для пенсионера суммы?!» — вопрошает житель ул. Родионова.
Житель ул. Зеленой также возмущен:»Сегодня я получил ЕПД по оплате за ЖКХ и был крайне удивлен сумме, которую я увидел в ЕПД за январь 2019 года.
На каком основании к оплате за январь 2019 года произведено начисление по услуге ОДН по электроэнергии в размере 3556,12 руб.? Насколько я понимаю, мы платим за эту услугу ежемесячно в размере примерно 160 руб. в месяц начиная с января 2017 года.ООО «Добрый Город», наша управляющая компания, по указанным в ЕПД телефонам — (495) 191 50 01 — не отвечает!»
«Долг» за электроэнергию жительницы ул. Марии Рубцовой составляет и вовсе рекордные 13 434 рубля. При этом, по ее словам, она въехала в новую квартиру только в декабре 2018 года:»Получила ЕПД за январь, и там перерасчет электроэнергию на огромную сумму. Что делать и куда обращаться?! Я купила квартиру буквально в конце 2018 года!»
ДЭЗ ЖКУ так же выставил платежки на несобранную плату за ОДН за 2016 год
Ранее, в декабре 2018 года, МосОблЕИРЦ уже известил жителей Химок, чьи дома находятся в ведении управляющей компании МП «ДЕЗ ЖКУ», о перерасчете платы за общедомовые нужды.
В едином платежном документе по услуге «ОДН электроэнергия» будет отражено доначисление за долги прошлых периодов. По распоряжению управляющей компании МП «ДЕЗ ЖКУ» перерасчет будет сделан за 12 месяцев 2016 года в связи с тем, что в этот период плата за электрическую энергию, потребляемую на содержание общего имущества в многоквартирных домах, не начислялась.
Во избежание существенного повышения ежемесячной платы за ЖКУ доначисление будет производиться в рассрочку равными долями в течение 6 месяцев, начиная с ноября 2018 года.
Норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды
Норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды установлен для нужд оптимизации расчета
Услуги коммунального характера предоставляются людям для улучшения качества их проживания. Это касается не только пользователей отдельного помещения, но и всего дома в целом. Последние оплачиваются всеми проживающими.
Законодательные основы
Вопросы, связанные с оказанием услуг общедомового назначения, регулируются специальными нормативными актами.
К таковым относятся:
- Жилищный кодекс РФ.
- Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
- Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
- Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В содержании указанных нормативных актов дается определение коммунальным услугам общедомового назначения, а также устанавливается, что расходы такого характера включаются в оплату.
Понятие общедомовых нужд
Понятие общедомовых нужд определено в Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Это расходы, связанные с ресурсами, которые применялись за пределами жилых помещений. Это касается мест общего пользования – лифтов, подъездов, лестничных пролетов, сушилок. В процессе их содержания происходит не только наведение чистоты и порядка.
На указанные места расходуется определенный объем ресурсов. Он и является общедомовыми нуждами. Затраты рассчитываются достаточно просто. За основу берется общий потребляемый объем за отчетный период, на основании показаний индивидуальных учетных приборов.
Из него исключаются ресурсы, использованные жильцами помещений. Разница и будет являться искомой цифрой.
Перечень
В перечень общедомовых расходов включены: оплата за содержание строения, услуги по управлению, ремонтные работы, обеспечение газом, теплом, водой, канализация.
Примерами таких затрат может быть освещение чердачных, подвальных и технических помещений, лифтов и подъездов, электроснабжение антенн, насосов и другого инженерного оборудования, обслуживание отопительных коммуникаций в местах общего пользования, расходы при сезонных проверках систем обеспечения.
Электроэнергия
Объем общедомовых затрат электроэнергии зависит от ряда факторов.
В качестве таковых выступают – этажность дома, наличие лифтовых устройств, домофона, усилителей связи, технические особенности установленного оборудования. Электроэнергия необходима для нормального функционирования всех устройств. Без неё работа оборудования невозможна.
Водоснабжение
Вода, которая поступает в жилой массив, также может быть использована не только на личные, но и на общие нужды. Примерами этого являются:
- Уборка лестничных пролетов, промывка перил и систем коммуникации.
- Полив прилегающей территории – садов, палисадников, газонов.
- Сброс воды из системы отопления в целом и из отдельных составляющих, при проведении ремонтных работ.
- Плановая и внеплановая опрессовка отопления.
- Технологические потери воды в связи с особенностями труб, стояков, радиаторов и других элементов системы водопровода.
Указанные расходы связаны с обеспечением общих нужд и поэтому включены в оплату услуг.
Тепловая энергия
Тепловая энергия расходуется не только на отопление жилых помещений. Она используется и для обогрева подъездов и лестничных пролетов. В большинстве случаев там установлены батареи. Обогрев подъезда актуален ещё и в домах, где используются услуги консьержа, чтобы человек работал в комфортных условиях.
Обеспечение надлежащего температурного режима не только в жилом помещении, но и в местах общего пользования благоприятно сказывается на общем качестве жизни.
По этой причине расходуемая энергия должна оплачиваться вместе с остальными коммунальными услугами. Так или иначе, затраты на транспортировку тепла в квартиры связаны с некоторыми потерями при передаче.
А поскольку коммуникации пролегают, в том числе и внутри здания, часть энергии будет его обогревать, то есть идти на общедомовые нужды.
Нормативы потребления
Нормативы потребления ресурсов на общедомовые потребности представляют собой усредненные показатели учетных приборов. При этом такие данные берутся не по одному, а по нескольким сотням жилых массивов. Следует отметить, что учитываются показатели не только общего, но и индивидуального оборудования. Единых четких норм законодательством не определено.
Решение принимается в каждом конкретном случае по отношению к отдельно взятому жилому массиву. Учитывается масса показателей: регион, в котором располагается здание, степень его износа и благоустройства, время года, состояние инженерных систем.
Нормативы потребления являются величиной, определяющей максимальный расход ресурсов, превышать который не рекомендуется.
Порядок установления
Нормы расхода ресурсов на общедомовые нужды могут устанавливать местные власти.
Для этого собираются и анализируются данные о расходах за определенный период. Например, если нормы принимаются на будущий год, в расчет берутся данные за предыдущий.
После того как вся необходимая информация проанализирована, производится расчет новых показателей.
При этом во внимание должны приниматься цены на ресурсы, плотность проживающих, климатические условия, наличие категорий плательщиков, которые пользуются льготами.По сути, указанные нормативы устанавливаются для того, чтобы возместить разницу между тем сколько ресурсов было расходовано на индивидуальные нужды и сколько поставлено фактически.
Кем утверждаются
Установленные нормативы должны быть утверждены. Такими полномочиями наделены органы власти на местах. Это отражено в действующих нормативно-правовых актах. Поэтому нормативы в различных регионах не будут идентичными. То есть законодательством не утверждены единые показатели. Решение принимается на заседании органа власти. Оно должно быть оформлено документально.
В тексте указывается следующее:
- Дата и место принятия решения.
- Его регистрационный номер.
- Основание для его принятия. Как правило, это ссылка на нормативный акт.
- Предмет обсуждения. В данном случае это будут нормы расхода ресурсов на общие нужды.
- Суть принятого решения. Здесь указываются утверждаемые нормы и период их применения.
- Сроки реализации постановления, то есть когда оно должно применяться.
- Круг лиц, которых оно касается.
- Подпись руководителя регионального органа власти.
Решение оформляется на гербовом бланке учреждения. Если используется обычный лист бумаги, то на документе должна стоять печать. Сами нормативы оформляются в виде отдельного приложения. Они должны быть оформлены на сайте управляющей компании, а также размещены в доступном для пользователей месте.
Существуют ли повышающие коэффициенты
Повышенные коэффициенты применяются в случаях, когда не установлены учетные приборы. При этом такая возможность должна быть подтверждена актом обследования.
Если приборы могли быть использованы, но не были установлены, при расчете оплаты применяются повышающие коэффициенты.
В отношении общедомовых нужд такое правило не действует в случаях, когда ОДН входит в состав оплаты за содержание общего имущества.
Способы расчета ОДН
Расчет размера расходов на общедомовые нужды производится по формулам, установленным Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. Все зависит от того, установлены ли счетчики или нет.
Отсутствие прибора учета
Не всегда здание оборудована учетными приборами. Для таких случаев предусмотрен свой вариант расчета.
Для этого потребуются следующие данные:
- Норматив, установленный региональными властями, для отдельного вида услуги.
- Общая площадь здания.
- Размер конкретной квартиры.
- Общая площадь жилых и технических помещений в доме.
После этого применяется определенная формула. Берется результат разделения площади квартиры и всех помещений в здании. Он умножается на норматив потребления и общую площадь. Рассчитанный показатель для каждого собственника жилплощади прибавляется к индивидуальному показателю или нормативу и находит отображение в квитанции.
Наличие прибора учета
Такой вариант расчета складывается из следующих этапов:
- Снимаются данные с общедомовых приборов учета.
- Берутся сведения о расходах по индивидуальному оборудованию.
- Рассчитывается разница между двумя указанными показателями.
- Полученный результат делится на общую площадь дома.
- Рассчитанная сумма умножается на площадь конкретной квартиры.
- Полученная цифра умножается на тариф, установленный для каждого вида услуг.
- Результат пользователь должен будет оплатить.
Довольно часто на практике возникают ситуации, когда результат расчета может быть нулевым или отрицательным. Такое возможно в случаях, когда дом оборудован учетными приборами частично.
То есть в одних квартирах они есть, в других нет.
В таком случае поставщик коммунальных услуг должен пересчитать разницу в суммах и разделить её между жильцами дома, пропорционально площади или количеству проживающих.
Возможен ли перерасчет платы
В отношении общедомовых нужд, как и индивидуальных, предусмотрены случаи, когда оплата за коммунальные услуги может быть изменена.
По общим правилам перерасчет допускается в случаях, когда предоставленные услуги не соответствуют требованиям технических или санитарных норм, например, вода не очищена, мощность электричества ниже установленного минимума, имеют место перебои с обеспечением ресурсами.
Но не всегда перерасчет будет возможен, даже по причине перебоя с предоставлением услуг. Главным условием для изменения суммы является наличие виновных действий со стороны управляющей компании. Если проблема возникла из-за проживающих или в силу обстоятельств непреодолимой силы, то вопрос о перерасчете может не решиться.
Ненадлежащее качество услуг
Если услуги на общедомовые нужды не соответствуют требованиям качества, имеют место перерывы, которые превышают установленный максимум, а также в период проведения ремонта, который стал причиной приостановки, сумма к оплате подлежит перерасчету, вплоть до её полного аннулирования.
Допустимые отступления от нормы указаны в Постановлении Правительства РФ № 354. Такое правило применяется к случаям приостановки услуги, если не установлен общий учетный прибор.
Расчет производится исходя из продолжительности перерыва и коммунальных нормативов, установленных для жилых и технических помещений.
Чтобы инициировать процедуру перерасчета коммунальных платежей, человек должен обратиться в управляющую компанию. Основанием в этом случае будет оформленное в письменном виде заявление.
Закон не содержит образца, который необходимо использовать в таких случаях в обязательном порядке. Заявление составляется в произвольной форме.
Однако текст документа должен содержать в себе весь исчерпывающий перечень информации, которая имеет отношение к сложившейся ситуации.
Сюда относится:
- Название и место нахождения поставщика услуг.
- Фамилия, имя, отчество, адрес проживания и контактный телефон потребителя.
- Обстоятельства сделки – дата и место заключения договора, его стоимость и предмет, права, обязанности и ответственность сторон.
- Обстоятельства, в связи с возникновением которых, необходимо произвести перерасчет, например, необоснованная приостановка услуги.
- Причины, послужившие их возникновению. Здесь можно указать проведение работы, в которых не было необходимости.
- Период, за который надо произвести перерасчет.
- Перечень прилагаемой документации.
- Дата составления и подпись инициатора.
Оформленное обращение должно быть передано исполнителю. Это можно сделать несколькими способами. Самый распространенный и удобный вариант – личная доставка. В этом случае инициатор будет иметь возможность провести переговоры и урегулировать возникший спор путем переговоров.
Если исполнитель отказался идти на компромисс, то правильным будет потребовать от него расписку в получении материала или номер его регистрации. Также обращение можно направить по почте. Лучше всего использовать специальную корреспонденцию. В таком случае инициатор получит на руки уведомление о доставке заявления адресату. Допускается также пересылка по интернету.
Такой вариант предусматривает наличие электронной почты у отправителя, а также перевод всех документов в электронный формат.
В обосновании своих требований инициатор должен приложить к обращению некоторые документы. Их вид зависит от причины обращения. В случае с ненадлежащим качеством услуг это может быть заключение эксперта или уведомление о проведении работ. Такой перечень не является исчерпывающим. Человек по своему усмотрению может приложить к заявлению и другие подтверждающие документы.
Если обращение в управляющую компанию не дало ожидаемого результата, то человек имеет полное право решить спор в судебном порядке. Для этого потребуется составить исковое заявление.
Отсутствие в жилом помещении
По общим правилам временное отсутствие проживающих может быть поводом для перерасчета платы за ЖКХ. Однако в случае с ОДН все несколько иначе. При временном отсутствии жильцов перерасчитаны могут быть лишь их индивидуальные расходы. Сумма общедомовых нужд не будет изменена. Такое правило указано в пункте 88 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.
Тарифы на ОДН на 2019 год: по электроэнергии, холодной и горячей воде, лифтам
Статья обновлена 25.03.2019г.
Общие домовые нужды — это сумма затрат на обслуживание общедомового имущества многоквартирного дома, которую граждане ежемесячно оплачивают управляющей компании. Очень важно понимать, как она образуется, какие коммунальные услуги туда входят и что принесет реформа ОДН.
Плановые изменения при расчете общедомовых нужд в 2019 году:
- Рост тарифов на ОДН будет строго регламентирован.
- Теперь не предусмотрена отдельная строка для нужд дома в счет-квитанциях.
- Сумма затрат на общедомовые нужды будет отражаться в общем счете.
- В итоге коммунальные услуги вырастут в среднем на 3%.
- При расчете ОДН для каждой квартиры будет иметь значение ее площадь.
- Граждане должны вовремя оплачивать счета за коммунальные услуги, в том числе ОДН.
- Реформа приведет к более понятной схеме расчетов коммунальных платежей.
Что включает в себя содержание общего имущества дома?
ОДН — это ежемесячные затраты на содержание общего имущества дома, то есть лестницы, лифты, коридоры, технические помещения, чердаки, подвалы, крыша и т.д.
Данная величина может меняться. Существует несколько факторов, которые оказывают существенное влияние на ее формирование, такие как время года, регион страны, а также не может превышать показатели, указанные в нормативных актах.
В прошлом, 2018 году жители каждого дома могли видеть строку «обслуживание общедомового имущества» в своих квитанциях. Она представляла собой разницу между общими коммунальными тратами дома и использованными ресурсами жильцов.
Реформирование порядка содержания и затрат на нужды многоквартирного дома
С начала 2019 года затраты на обслуживание общего имущества подверглись существенным изменениям. Во-первых, такой строчки в счет-квитанциях больше не стало. Данный показатель может был увеличен на 2-3% и включен в общий счет.
Также предусмотрена схема контроля ОДН с помощью новых ресурсов, которые будут обслуживать общее имущество, время и случаи необходимости в них.
Такой подход позволяет сделать расходы на коммунальные услуги более понятными для жителей дома. Сами составляющие ОДН будут прежними.
Сумма затрат на общее имущество не стала превышать нормативов, а проконтролировать это можно с помощью приборов учета для воды, электроэнергии.В зависимости от мировой экономической ситуации повышение коммунальных услуг может составить 7%. 2019 год станет показательным для реформы ОДН.
Составляющие общих домовых нужд
Что собой представляют нужды дома и на чем жители смогут экономить?
Это, в первую очередь, электроэнергия, которая требуется для работы домофонов, лифтов, а также освещение лестниц и подвалов. Также для нужд многоквартирного дома требуется специализированное оборудование.
- ХВС. Обслуживание клумб и газонов, поддержание чистоты в подъездах и служебных помещениях, прочистка канализации и другие хознужды.
- ГВС. Мероприятия, связанные с подготовкой жилых домов к отопительному сезону, то есть проверка систем отопления путем выброса горячей воды, ремонт батарей.
Схема расчета затрат ОДН в 2019 году
На объём общих домовых нужд влияет наличие или отсутствие учётных приборов как в самой квартире, так и общей лестнице, служебных помещениях и т. д. В случае если данные приборы имеются, то объем будет равен разнице показателя учетного прибора на общей территории и индивидуальными значениями.
В противном случае используются нормативные документы. Для объема ОДН за основу берут норматив и умножают на площадь дома. Полученное значение будет разделено на всех жителей дома в зависимости от площади квартиры.
Нормативные правовые акты, которые касаются общедомовых нужд, устанавливаются властями региона, соответственно в разных регионах могут быть разные нормы. Но в любом случае жильцы должны оплачивать только существующие нормативы.
Превышение расхода воды, тепла или энергии оплатит УК или ТСЖ . Именно ответственность этих структур за излишки потребления должна заставить их произвести проверку каждого подведомственного дома, выявить утечку или хищение, случаи несанкционированного употребления ресурсов, провести работы по их сбережению и повышению энергоэффективности.
Нормы общедомовых нужд
Нормативные значения для ОДН являются открытой информацией, и каждый житель многоквартирного дома может посмотреть их на сайте своей управляющей компании.
В свою очередь проживающие в доме граждане должны оплачивать счета за коммунальные услуги, в том числе ОДН, в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Как снизить затраты на ОДН в 2019 году
Если говорить о многоквартирных домах старой постройки, то большие потери можно связать с износом самого дома, коммунальных сетей. Улучшить ситуацию смогут только дополнительные затраты, так как существующие платежи покрывают только ежемесячные потребности. Лишних денег нет, соответственно, приобрести, например, приборы контроля или модернизировать старые не представлялось возможным.
Наиболее неэффективной расходной статьей является электроэнергия. Общее количество, которое попадает в дом, контролируется общими учетными приборами, далее поступает в квартиры и места общего пользования. В каждой квартире присутствует счетчик, который фиксирует электроэнергию.
Оставшееся ее количество распределяется на служебные помещения, лестницы, лифты и для общего функционирования оборудования в доме. Поэтому свет практически в каждом доме используется круглосуточно, несмотря на то, что сами жильцы могут экономить на своей жилплощади.
Реформа ОДН предотвращает такие траты, помогает выявить слабые места и помочь контролировать расходы самим жильцам. Собственники квартир могут расценивать нововведения как первый шаг к оптимальному использованию ресурсов дома.
Каждый житель дома, имеющий информацию о нормах ОДН, необходимых для содержания помещений, сможет оценить работу управляющей компании и предложить меры по оптимизации затрат.
Появится возможность контролировать затраты и в каждой отдельной квартире с помощью приборов учета. Они дают более точные показатели, соответственно, легко понять, где потребление ресурсов в пределах нормы, а где выше.
В итоге жильцы смогут понять, сколько стоит обслуживание общих помещений и территорий дома. Вероятно, такой подход поможет многим жителям не только понять саму структуру формирования затрат на общее имущество, но и найти более экономичные варианты использования ресурсов дома, возможно, потребующие дополнительных вложений, но безусловно способные сделать жизнь в доме более комфортной.
Речь идет, к примеру, об освещении подъездов в энергосберегающем режиме, это тем более актуально для жителей, где в подъезде приходится слишком часто менять на редкость некачественные лампочки Ильича. Замена их возложена на УК, но как же часто приходится решать эту проблему, не дожидаясь ответственных исполнителей.Электроэнергия на общедомовых нужды: cуд оправдал пенсионерку три года не платившую за свет на ОДН
23.10.2013
Свет / Счетчики и учет электроэнергии
Жильцы не обязаны оплачивать электроэнергию на освещение мест общего пользования и общедомовые нужды в тех объемах, которые навязывают сбытовые компании – таков главный вывод из результатов судебного разбирательства в Орле.
Жительница этого города Галина М.
не платила за электроэнергию в местах общего пользования с апреля 2010-го по март 2013 года, и суд подтвердил её правоту, оценив применяемые методы расчёта электроэнергии для мест общего пользования как не вполне законные.
Оплата электроэнергии для мест общего пользования – орловская история
Коммунальная реформа привнесла в нашу жизнь много слов, в том числе два трудно выговариваемых, но «близких» каждому: ЭМОП и ОДН. Первое появилось лет шесть назад и означало: электроэнергия мест общего пользования, второе «обогатило» русский язык в прошлом году – общедомовые нужды.
Впрочем, как показала жизнь, разницы нет: и то, и другое влечёт за собой не соответствующие здравому смыслу счета на оплату за ту электроэнергию, которую жильцы многоквартирного дома потребили в своих подъездах, на чердаке и в подвале – других мест общего пользования в домах просто нет.
И считают наивные люди, сколько киловатт могли «съесть» три десятка тусклых лампочек, и удивляются, откуда берутся фантастические суммы в приходящих им квитанциях, которые по Орлу составляют до 30% от потреблённой электроэнергии в квартире, где и холодильник, и телевизор, и пылесос, и стиральная машина, и микроволновка.
Галина М. с ул. 8 Марта смотрела на непонятные суммы в квитанциях, которые ей регулярно приходили от «ИНТЕР РАО – Орловский энергосбыт», и… не платила, благо в терминалах, установленных в банках, можно платить не столько, сколько написано, а сколько считаешь нужным.
Срок исковой давности по таким делам – три года. И в мае 2013 г. Орловский энергосбыт обратился в суд, предъявив Галине претензий на 2 522,04 руб.
И, казалось бы, абсолютно выигрышное дело было им проиграно! Орловский энергосбыт не только не получил 2 522,04 руб., но и потерял ещё 2 000 руб., уплаченные им за госпошлину.
При этом суд Советского района в своём апелляционном определении подчеркнул: «Очевидно, что применяемые истцом методы расчёта… производились с нарушением правил».
Оплата электроэнергии на общедомовые нужды: cчётчик – не панацея!
Но довольно интриги. Логика Галины М. была простая: зачем платить за то, что не показывают приборы учёта? И она не платила.
В доме, где проживает пенсионерка, счётчиков много – по одному у каждого собственника плюс три на границе сетей, входящих в состав общедомового имущества (ОДН).
Два из них учитывают объём электроэнергии, потреблённой в местах общего пользования (ЭМОП), а один – объём электроэнергии, потреблённой в квартирах.
Казалось бы, не должно быть никаких проблем с правильностью начисления платы за электроэнергию!Однако, как показывает жизнь, не всё решает счётчик. М. доказала, что счета выставлялись «среднепотолочные», основанные не только на показаниях приборов, но и на так называемой «замещающей» информации, каковой является либо норматив, либо среднемесячное потребление (из расчёта последних 12 месяцев).
Как пояснил суду Орловский энергосбыт, он был вынужден так делать, поскольку не все жильцы сообщают о потреблённых ресурсах (то есть вовремя платят). При этом доказать, что заявленные (оплаченные) показания всегда соответствовали измеренным, истцы не смогли.
Хотя именно это – основа основ правильного расчёта платы!
Дальше – больше. Один сосед уехал в отпуск и вовремя не заплатил, другой написал в квитанции меньшее значение потреблённой электроэнергии, чтобы не выйти за рамки социальной нормы, третий снял показания счётчика не в последний день месяца, а в середине, у четвёртого форс-мажор с деньгами, и он решил заплатить за электричество в следующем месяце…
Всё это раньше было проблемой конкретной семьи, а теперь – всего дома, поскольку работает не только индивидуальный счётчик, но и общедомовой.
Недоплаты каждого суммируются и распределяются между всеми жильцами дома и прибавляются к тем киловаттам, которые счётчик накрутил за тот самый десяток тусклых лампочек, что с перебоями освещали подъезды.
Отсюда не поддающиеся простой логике невероятные суммы.
При этом в следующем месяце ваш первый сосед приедет из отпуска и оплатит всё сполна, второй снимет показания счётчика вовремя, третий получит деньги и расплатится с долгами, но никому из дома не вернут те деньги, которые коллектив жильцов уже заплатил за своих однажды недобросовестных плательщиков! Перерасчёт сделают только конкретному плательщику, который по разным причинам заплатил не за реальное потребление электроэнергии, а по среднестатистическому показателю. То есть предусмотрена только коллективная ответственность. Возмещение же средств коллективу за эту самую ответственность даже не предполагается!
Галина М. оказалась не в числе добросовестных плательщиков, и с точки зрения коллектива многоквартирного дома она его подвела – всё, что она не заплатила по выставленным счетам, в том числе те самые 2 522, 04 руб., за неё давно заплатили добросовестные соседи.
Но каков Орловский энергосбыт?! А говорили: установите общедомовые счётчики – будете платить меньше…
Оплата общедомовых нужд: россияне переплачивают за электроэнергию миллионы рублей?
К слову, энергетики не согласились с решением мирового суда, обвинив его в том, что он таким образом «лишил возможности производить расчёт стоимости коммунальной услуги „электроснабжение“ вообще исходя из какого-либо из доступных способов индивидуального потребления абонентов в том случае, если хотя бы кто-то из проживающих в многоквартирном доме вовремя не сообщил показания индивидуального прибора учёта, а именно: фактических показаний нет, «нулевые» значения расхода применять недопустимо, расчётные «средние» показания и норматив потребления применять нельзя».
Однако апелляционная инстанция «не стала входить в положение» монополиста и оставила решение без изменения.
При этом подчеркнув: «Довод об отсутствии у „ИНТЕР РАО – Орловский энергосбыт“ объективной возможности получить измеренные показания индивидуальных приборов учёта… не влияет на вывод суда, так как оправдывает расчёт платы за коммунальную услугу, производимый в нарушение действовавших Правил предоставления коммунальных услуг гражданам».
За кадром маленького судебного заседания остался вопрос: сколько же сотен тысяч, а может быть, и миллионов рублей Орловский энергосбыт неоправданно взыскал с молчаливых орловцев? И ведь не пересчитает, не вернёт. Хотя суд высказался по этому поводу недвусмысленно: «Применяемые истцом методы расчёта…приводили к несправедливому распределению неоплаченной электроэнергии между добросовестными плательщиками».В ноябре жители твери и области получат новые квитанции: в регионе изменили норматив начисления платы за электроэнергию на одн
С 1 октября текущего года вступил в силу приказ РЭК Тверской области, утверждающий новый норматив для начисления платы за электроэнергию, используемую на общедомовые нужды (ОДН). Это значит, что уже в ноябре жители Твери и области получат квитанции с учётом изменённого норматива: у кого-то сумма может быть меньше, у кого-то больше, у кого-то неизменной.
Инициаторы усовершенствования норматива говорят о нескольких целях: отказаться от уравниловки и восстановить справедливость в платежах за счёт дифференцированного подхода к каждому дому; снять финансовую нагрузку с УК за сверхнормативное потребление и замотивировать собственников устанавливать счётчики и заниматься энергосбережением.
Давайте разбираться, какие теперь позиции есть в нормативе, зачем и кому это нужно.
Помогли в этом корреспонденту ТИА член Общественной Палаты Тверской области Ольга Кириченко и эксперт палаты Станислав Игнатьев, которые и стали инициаторами для появления дифференцированных нормативов.
Что такое норматив?
Норматив для начисления платы за электроэнергию на ОДН – это не тариф, это своего рода методика, позволяющая сделать расчёт за потреблённый ресурс.
Речь идёт об общедомовом имуществе – лестничных площадках, чердаках, подвалах, лифтах, любом электрооборудовании, используемом для всего дома в целом (фонари, домофоны, насосы и т.п.).
Понятно, что каждый дом имеет индивидуальную величину потребления электроэнергии (используется разное оборудование), эта цифра зависит от многих характеристик и может изменяться от месяца к месяцу.
Как мы оплачиваем ОДН?
Общедомовое потребление электроэнергии по каждому дому рассчитывает ресурсоснабжающая компания – ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт».
Но выставлять счета за ОДН гарантирующий поставщик с января 2016 года не может, согласно решению суда. Все данные компания передаёт УК, ТСЖ,ЖСК, ЕРКЦ и все тем, кто начисляет плату за ЖКУ, печатает и рассылает квитанции жителям.
Далее общая сумма раскидывается по всем квартирам в доме в зависимости от метража (площади жилья).
Если дом не оборудован общедомовым прибором учёта (а это прямое нарушение законодательства), то жители платят по нормативу, вне зависимости от того, сколько дом потребил электроэнергии. Таких зданий в Твери насчитывается около 300 (10%), в районах, однозначно, больше.
Если в доме есть общедомовой прибор учёта, то в конце месяца за вычетом показаний индивидуальных счётчиков мы получаем фактическое, то есть реальное потребление электричества на ОДН. Оно может быть меньше норматива, но всё-таки в большинстве случаев – больше, причём иногда в разы. Вот два ярких примера:
— Возьмём типичную пятиэтажную «хрущёвку», где на этаже горит по одной лампочке и то ночами. А норматив учитывает подвальное и чердачное помещения, а потому он будет больше фактического потребления. И если в доме нет общего счётчика, жители переплачивают за ОДН.
— Возьмём современный многоквартирный дом улучшенной планировки, где на каждом этаже по несколько светильников, стоят насосы, домофоны, работают лифты, камеры видеонаблюдения и т.п.
В этом случае, безусловно, фактическое потребление будет намного больше норматива. НО…здесь есть казус: при наличии прибора учёта жители не оплачивают сверхнормативное потребление.
Вопрос: а кто платит?
Кто оплачивает сверхнорматив?
Вариантов два. Первый: сверхнормативное потребление (разница между начислениями Атомэнергосбыта по фактическим показаниям счётчика и платежами жителей по нормативу) вынуждены оплачивать управляющие компании. Если денег на это нет, УК начинает наращивать долги перед «Сбытом». Значит, страдает и поставщик.
Второй достаточно редкий, но имеющий место быть. Собственники квартир дома на общем собрании принимают решение в любом случае оплачивать электроэнергию на ОДН по показаниям счётчика, а не по нормативу, чтобы не подставлять свою управляющую компанию. Да, решение не популярное, но таких домов в Твери наберётся уже пару десятков.
— Это не просто добрая воля жителей. Это ответственность и понимание ситуации. Это ведь не управляющая компания потребила, а сам дом – Ивановы, Петровы, Сидоровы. Решение оплачивать фактическое потребление электроэнергии, а не по нормативу – это сознательность жильцов.
В противном случае они просто топят свою управляющую компанию, она просто будет хуже обслуживать дом или будет накапливать долги, — считает член Общественной Палаты Тверской области, руководитель рабочей группы по развитию городской среды, ТОС, ЖКК, сферы услуг и потребительского рынка Ольга Кириченко.
Старый и новый нормативы: в чём отличия?
Предыдущий норматив был весьма убог, потому что имел всего лишь четыре позиции: так, дифференциация по категориям домов учитывала лишь дома с лифтами или без, а также в документе были прописаны нормативы потребления электроэнергии за осветительные приборы и «дверные запирающие устройства, антенные усилители и насосное оборудование». На деле получалась уравниловка.
— В качестве примера я возьму мой дом. У нас крайние подъезды с окнами, то есть лампочки горят на этажах только ночью. А средний подъезд без окон, там светильники работают круглосуточно. Значит, жители должны платить больше.
А по факту они платят меньше, потому что в крайних подъездах большие по площади квартиры, а в середине дома — маленькие. И это только один пример по одному показателю. А их десятки.
Даже внутри одного дома есть перекос и уравниловка, при которой кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает, — говорит эксперт ОП Тверской области.
Новый норматив учитывает гораздо больше «источников» потребления электроэнергии на ОДН, что позволит подойти к этому вопросу более дифференцированно или детализировано.
Члены Общественной Палаты Тверской области вместе с экспертами работали с регуляторами регионов ЦФО, запросили их данные по расчетам нормативов. Многие ответили, поделились опытом. Полученные материалы были предоставлены в РЭК и прокуратуру Тверской области.
Сейчас в нормативе есть градация по категориям домов: без лифтов, домов с двумя лифтами, домов с лифтами разной грузоподъёмностью и мощностью двигателя.
И для каждой из категорий приняты нормативы потребления по нескольким показателям: освещение (лампы накаливания или светодиодные), домофоны, антенные усилители, насосы систем холодного и горячего водоснабжения, системы противопожарного оборудования и телефонные/интернет кабели.Однако активисты считают, что и этого недостаточно – многое в нормативе всё ещё не учтено: камеры видеонаблюдения, шлагбаумы, канализационные насосы, приборы учёта, уличные фонари на домах, электробатареи в подъездах, инженерное оборудование и др. Но лиха беда начало. Работа с РЭК и УК в этом направлении уже продолжена. Это мнение прозвучало на совещании с Управляющими компаниями региона, которое организовала Общественная палата области.
А есть ли возможность снизить платежи за одн?
Безусловно, и новый норматив как раз-таки подталкивает собственников жилья к этим решениям: например, заменить лампы накаливания в подъездах на светодиодные, установить энергосберегающие комплексы, реагирующие на звук, или умные системы учёта.
Но самое главное – нужно устанавливать общедомовые приборы учёта, поскольку «АтомЭнергоСбыт» имеет право не просто начислять плату за ОДН по нормативу, а использовать для таких домов повышающий коэффициент 1.5 (сумма по нормативу x на 1.5).
Кроме того, большинство домов без счётчиков в районах – это старые строения, малоэтажные, коридорного или барачного типа, и их реальное потребление электроэнергии, очевидно, меньше норматива. Но платят жильцы по полной.
— Как ни крути, самый правильный способ начисления за потреблённую электроэнергию на ОДН – это по счётчику. И тогда не важно даже, какие там действуют нормативы, повышающие коэффициенты. Самый простой, верный и надёжный способ – это исправные общедомовой прибор учёта и квартирные счетчики.
И жители в этом случае уже будут думать об экономии и порядке, будут заниматься энергосбережением, — прокомментировал Станислав Игнатьев, эксперт ОП Тверской области.
одн на электроэнергию, норматив начисления платы на одн, атомэнергосбыт, сверхнормативное потребление, электроэнергия на одн, рэк, общественная палата тверской области, оплата электроэнергии, как начисляют плату за одн, что такое норматив одн
0 Подпишитесь на наш канал Яндекс.Дзен