Порядок ликвидации общественной организации пошаговая инструкция

Содержание

Как и на каких основаниях происходит ликвидация некоммерческих организаций в добровольном и судебном порядке?

Порядок ликвидации общественной организации пошаговая инструкция

К некоммерческим относятся юридические лица, не имеющие основной целью получение прибыли – вырученные от хозяйственной деятельности НКО средства не распределяются между учредителями, а используются для достижения уставных целей (социальных проектов и иных общественных благ).

Правовое регулирование

Регулирование ликвидации НКО осуществляется:

Ст. 61-63 ГК РФ описывают общие правила ликвидации юрлиц, в ст. 18-19 закона №7 приведены особенности ликвидации НКО, а процедура ликвидации федеральных структур приведена в разделе 5 Постановления Правительства №539.

Причины и способы ликвидации

Некоммерческая организация может быть ликвидирована двумя основными способами:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • в добровольном порядке;
  • через суд.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (например, если цель создания НКО достигнута). Принудительно ликвидировать НКО может суд по иску местных властей или прокуратуры в следующих случаях:

  • при обнаружении недействительности регистрации НКО в налоговой службе;
  • при осуществлении без лицензии деятельности, для которой по законам РФ нужна лицензия;
  • если НКО не состоит в объединяющей саморегулируемой национальной НКО при требовании такого членства законами РФ;
  • при систематических нарушениях закона;
  • при регулярном пренебрежении собственным уставом;
  • при нарушении НКО исключительных прав третьих лиц.

Если некоммерческая организация имеет форму фонда, то его ликвидировать может только суд при наличии следующих оснований:

  • собственности фонда недостаточно для достижения уставных целей;
  • цели фонда являются недостижимыми;
  • деятельность фонда не соответствует уставным целям.

Иностранные НКО на территории РФ ликвидируются при закрытии головного центра за рубежом, а также при нарушениях порядка предоставления в налоговый орган сведений об объемах финансирования и направлении распределения средств.

Добровольное прекращение деятельности

Добровольное прекращение деятельности НКО происходит в следующем порядке:

  1. Основатели НКО принимают решение о ликвидации структуры.
  2. Формируется ликвидационная комиссия.
  3. В СМИ публикуется извещение о ликвидации НКО.
  4. Составляется промежуточный ликвидационный баланс.
  5. Баланс утверждается собранием учредителей.
  6. Производятся расчеты с кредиторами, согласно промежуточному балансу.
  7. Составляется окончательный ликвидационный баланс.
  8. В ФНС подается заявление о регистрации ликвидации НКО.
  9. В ЕГРЮЛ вносятся необходимые изменения.

По истечении срока предъявления претензий составляется промежуточный баланс – это документ, в котором отражен список всех требований, величина рассмотренных и погашенных ранее претензий кредиторов и сведения об активах ликвидируемой НКО.

Для формирования промежуточного баланса членами ликвидационной комиссии производится инвентаризация собственности НКО (недвижимости, банковских счетов, офисной мебели и оргтехники). При необходимости составляются оценочные акты.

Уведомление о формировании промежуточного баланса составляется по форме Р15001 и направляется в отделение ФНС.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Если наличных денежных средств НКО недостаточно для выплат всем кредиторам, члены комиссии организуют аукцион по продаже собственности НКО, оценочная стоимость которой превышает 100 000 рублей, остальное имущество продается без торгов.

Выплаты кредиторам производятся в следующем порядке:

  • с момента утверждения промежуточного баланса выплачиваются компенсации за причиненный ущерб, а также долги по зарплате и пособиям при увольнении;
  • через месяц после утверждения баланса вносится плата за коммунальные услуги, налоговые платежи, штрафы, а также выплачиваются долги кредитным организациям.

Оставшиеся после выплат средства направляются на благотворительность, уставные цели ликвидируемой НКО или направляются в муниципальный бюджет. Заявление о регистрации ликвидации НКО заполняется по форме Р16001, которая подается в ФНС вместе с окончательным ликвидационным балансом, квитанцией об оплате госпошлины и справкой из Пенсионного фонда.

Внесение записи о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ осуществляется в течение 10 рабочих дней.

Ликвидация через суд

Порядок принудительной ликвидации НКО включает следующие шаги:

  1. Сбор документов и подача искового заявления о ликвидации.
  2. Рассмотрение иска судом и проведение досудебного следствия.
  3. Проведение заседания и вынесение судом решения о ликвидации НКО.
  4. Назначение управляющего.
  5. Составление ликвидационного баланса.
  6. Проведение расчета с кредиторами.
  7. Внесение в ЕГРЮЛ данных о ликвидации НКО.

Заявление о принудительной ликвидации НКО подается в суд общей юрисдикции представителями местных властей, прокуратуры или участниками НКО. В заявлении указывается следующая информация:

  • наименование судебного органа;
  • реквизиты сторон;
  • основания для ликвидации;
  • доказательства оснований;
  • сведения о досудебных действиях;
  • перечень прилагаемых документов;
  • дата и подпись.

Для НКО указывается адрес, наименование и банковские реквизиты, номер ЕГРЮЛ, для заявителя-физлица – паспортные данные и адрес регистрации. При перечислении оснований нужно указывать ссылки на статьи закона, при наличии – номера административных или уголовных дел против НКО. Если НКО имеет признаки банкротства, нужно указать перечень кредиторов и общую сумму их требований.

К заявлению прилагаются:

  • копия паспорта заявителя (для членов НКО);
  • учредительные документы организации;
  • уведомления о вручении копии иска сторонам;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • документы и справки, подтверждающие основания для ликвидации НКО.

При рассмотрении дел о ликвидации по причине противозаконной деятельности НКО суд оценивает тяжесть и систематичность совершенных правонарушений. Некоммерческие организации не ликвидируются, если их противоправные деяния незначительны и не нанесли серьезного ущерба третьим лицам (п. 3 Письма ВАС №84).

Промежуточный ликвидационный баланс составляется управляющим, если у НКО имеются непогашенные перед кредиторами обязательства.

В баланс вносятся сведения об имуществе НКО, а также о размере претензий всех кредиторов.

Если кредиторов у НКО нет, то управляющий составляет сразу окончательный ликвидационный баланс и подает его вместе с заявлением в ФНС по форме Р16001, после чего НКО исключается из списка ЕГРЮЛ.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Ликвидация общественной организации: порядок и помощь адвоката

Порядок ликвидации общественной организации пошаговая инструкция

   Ликвидация общественной организации несущественно отличается от аналогичного процесса по отношению к любому иному юридическому лицу. Однако работа таких обществ регламентируется отдельными законными актами, что отражается и на процессе прекращения деятельности, который приобретает несколько иную форму.

   Наш адвокат по регистрации и ликвидации предприятий станет Вашим помощником и советчиком в процедуре.

Какие бывают способы ликвидации общественной организации?

   Прежде всего нужно понимать, что такие понятия, как внесение изменений в ЕГРЮЛ при смене юридического адреса и ликвидация – понятия разные. Внесение изменений влечет за собой просто появление более актуальной информации в реестре, а ликвидация влечет за собой прекращение деятельности вообще.

Виды закрытия фирмы:

   В зависимости от того, какие есть основания ликвидации общественной организации, выбирается один из четырех методов проведения данной процедуры. Многие из способов ликвидации общественной организации похожи на ликвидацию коммерческих юридических лиц, аналогия с ответом на вопрос как ликвидировать ИП в данном случае не может быть использована.

  1. Добровольный процесс. В данном случае необходимо принять коллективное решение, запротоколировать его и затем начинать подготовку всех необходимых документов. Это процесс достаточно длительный, однако, он является одним из самых надежных процессов для ликвидации некоммерческой организации.
  2. Ликвидация путем реорганизации. Реорганизация может быть в форме присоединения, разделения или выделения, слияния или преобразования. Такая процедура проходит достаточно редко и зачастую она связана не с целью ликвидировать общественную организацию, а с целью привести ее учредительные документы в соответствие с требованиями министерства юстиции.
  3. Альтернативное закрытие общественной организации. Это не слишком распространённый метод, как закрыть общественную организацию, поскольку он связан с дополнительными операциями. Необходимо будет найти посредника, юриста или же компанию, которая оказывает соответствующие услуги по поиску нового желающего возглавить организацию. Преимуществом такого варианта является возможность переложить большую часть полномочий на представителя, но они минимальны в сравнении с рисками, ведь процедура может показаться сомнительной сделкой, в связи с чем к организаторам могут быть применены негативные последствия вплоть до привлечения к уголовной ответственности.
  4. Ликвидация общественной организации по решению суда – совсем иной случай. Это не добровольное решение, а императивное. При наличии постановления необходимо точно в срок провести все операции. В остальном же процедура также ничем не отличается от стандартной, поскольку требования предъявляются все те же. Более того, по решению суда можно ликвидировать только НКО, а та же ликвидация гаражного кооператива по решению суда состояться не может.

ВНИМАНИЕ: все не так просто с ликвидацией организации, смотрите подробности в видео, слушайте советы адвоката, подписывайтесь на наш канал YuoTube прямо сейчас. Кстати, в комментарии к ролику Вы можете задать свой вопрос и получить бесплатно ответ адвоката: профессионально и в срок.

Порядок добровольной ликвидации общественной организации

   Добровольная ликвидация общественной организации будет состоять из нескольких основных этапов:

  • принятия решения и формирования комиссии;
  • составление необходимых документов и подача их в регистрирующий орган;
  • назначения сроков, уведомление кредиторов, партнеров, государственных органов;
  • составления промежуточного баланса;
  • расчет с кредиторами;
  • распоряжения остаточным имуществом;
  • составление ликвидационного баланса;
  • внесения изменений в ЕГРЮЛ.

   Вообще, стоит отметить, что порядок ликвидации некоммерческой организации достаточно своеобразен: он похож на порядок ликвидации коммерческого юридического лица, но имеет ряд нюансов.

   Протокол ликвидации общественной организации – это обязательный документ в пакете, который должен быть составлен максимально грамотно. Сложности могут возникнуть на этом этапе в связи с тем, что все участники фактически имеют в таком обществе равные права, но в некоторых случаях можно обойтись и собранием учредителей.

    Ликвидация региональной общественной организации проходит по аналогичной схеме, но требуется решение конференции, съезда, которые и принимали решение о создании данного общества. При этом процесс может быть, как добровольным, так принудительным, по судебному решению.

   Несмотря на то, что общественная организация не имеет своей целью получение коммерческой выгоды, она должна тщательно сверить свой баланс с контролирующими органами, уведомить всех заинтересованных третьих лиц о планируемом закрытии.

С этой целью в особых изданиях заказывается официальная публикация, в которой указывается точный срок ликвидации.

Если же у кредиторов возникают какие-либо претензии, они должны быть удовлетворены, а расчеты сверены до подачи данных в единый государственный реестр.

Порядок ликвидации общественной организации путем реорганизации

   Ликвидация общественной организации путем реорганизации происходит иначе, и включает в себя:

  • принятие решения о реорганизации;
  • составление и подача соответствующих решения и уведомления в регистрирующий орган;
  • публикацию соответствующей информации в специальном вестнике (это требуется не всегда);
  • подачу нового пакета документов – он разные в зависимости от того, каким именно способом реорганизуется общественная организация;
  • внесение соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

   Так называемая альтернативная ликвидация по сути своей является передачей общественной организации под управление другим лицам. Причин тому может быть много: как пример, ее участники перестали заниматься каким-то ранее им интересным проектом, а другие люди наоборот, хотят с помощью этой организации привлечь внимание к определенной проблеме.

   Если завершение работы происходит по решению судебных органов, собрания и принятия решения не требуется. В этом случае суд самостоятельно принимает решение о ликвидации, если оно вступает в законную силу – это уже является основанием для исключения такого лице из реестра юридических лиц.

Ликвидация общественной организации без регистрации юрлица

   Также следует учитывать, что общественная организация не всегда регистрируется как юридическое лицо, и это вполне законно. В этом случае нет необходимости вносить изменения в государственный реестр. Для всех остальных организаций это обязательный завершающий этап работ, с момента которого общество перестает существовать.

   НА ЗАМЕТКУ: Стоит также отметить еще один этап ликвидации, который используется в отношении коммерческих организаций. Так, последнее время достаточно часто происходит ликвидация ООО налоговой, и в этом различие коммерческой организации от некоммерческой: некоммерческую организацию ФНС ликвидировать не может.

Помощь адвоката по ликвидации общественной организации

   Наши адвокаты по ликвидации некоммерческих организаций всегда помогут в процедуре: дадут совет, составят всю необходимую документацию, сдадут пакет документов в компетентные государственные органы и добьются исключения из реестра ликвидируемой общественной организации: профессионально, на выгодных условиях и в срок.

P.S.: если у Вас проблема — позвоните нашему адвокату и мы постараемся решить Ваш вопрос: профессионально, на выгодных условиях и в срок

   Наше новое предложение —  бесплатная консультация юриста через заявку на сайте.

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста

Ликвидация общественной организации — пошаговая инструкция, через суд, протокол

Порядок ликвидации общественной организации пошаговая инструкция

Общественная организация, как и любое юридическое лицо, проходит следующие стадии:

  • создание;
  • функционирование;
  • реорганизация (не обязательно);
  • ликвидация.

Все эти процессы детально урегулированы действующим законодательством. Соблюдая определенные правила, провести их можно без особого труда и значительных финансовых затрат.

В данной статье подробно изложен порядок ликвидации общественной организации.

Ликвидация – это полное прекращение юридическим лицом какой-либо деятельности. При этом не происходит передачи прав, расформировываются органы управления, увольняются все работники.

Поэтому одним из главных условий ликвидации является полный расчет со всеми кредиторами, включая государство и граждан, перед которыми имеются деликтные обязательства.

Специфика прекращения деятельности юрлиц во многом зависит от того, являются ли они коммерческими или же некоммерческими. От этого, в частности зависит судьба имущества, оставшегося после завершения всех расчетов.

Общественные организации, как некоммерческие юрлица, могут использовать его только для уставных целей.

Ликвидация общественных объединений и организаций регулируется несколькими нормативными документами. Во-первых, Конституцией, а, во-вторых, федеральными законами.

Такими, как:

Варианты прекращения работы

Общественная организация может прекратить осуществлять какую-либо хозяйственную деятельность, но сохранить статус юридического лица. Или же провести ликвидацию, то есть перестать не только участвовать в имущественном обороте, но и быть его участником.

Решение о полном прекращении деятельности может быть принято учредителями добровольно. Например, при достижении и тех целей, ради которых и создавалось юридическое лицо.

Для этого достаточно свободной воли участников и соблюдения ряда требуемых законом формальностей.

Вторым вариантом является судебное решение о ликвидации или запрете деятельности общественной организации.

Это принудительный способ ликвидации, применимый только в том случае, если для этого имеются основания, предусмотренные законом (ст. 44 Федерального Закона № 82).

Соблюдение формальностей так же необходимо, но изменится пакет требуемых для оформления ликвидации документов.

Собрание, решение, ликвидаторы

Принять решение о ликвидации любого юридического лица может только высший орган управления – общее собрание участников (ст. 65.3 ГК). Порядок его созыва, проведения ания и необходимого для вынесения решения числа прописывается в уставе общественной организации (ст. 152 ГК, ст. 20 ФЗ № 82).

Необходимости в стопроцентном одобрении нет, обычно достаточным называется 2/3 .

В процессе заседания обязательно ведется протокол, где указана повестка, включающая рассмотрение вопроса о ликвидации, а также ход и результаты ания. Решение общего собрания оформляется отдельным документом.

Он потребуется при подаче заявления в регистрирующий орган.

На том же собрании избирается ликвидационная комиссия или единоличный ликвидатор. С момента избрания или назначения именно этому органу переходит власть в организации. Он вправе определять сроки и порядок проведения процедуры ликвидации.

А также является законным представителем юридического лица в течение всего процесса.

Первое действие, которое потребуется совершить ликвидаторам — это размещение в СМИ информации о предстоящей ликвидации (ст. 62).

Это делается для того, чтобы все кредиторы и заинтересованные лица могли до завершения процесса заявить свои требования к ликвидируемой организации.

Подача документов

Следующим требуемым законом действием становится извещение о предстоящей ликвидации регистрирующего органа. Ликвидатор обращается к нему с заявлением и пакетом необходимых сведений.

Также следует известить о начале ликвидации и другие инстанции: Минюст, Налоговую службу, Фонд социального страхования и Пенсионный фонд.

Если в организации имеется большое число работников, то об их предстоящем увольнении необходимо уведомить Службу занятости.

заявление

Заявлений, а точнее уведомлений, в регистрирующий орган в ходе ликвидации будет подано несколько:

  • о начале процедуры (формы РН0005);
  • о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора (РН0006);
  • об утверждении промежуточного баланса (РН0007);
  • о госрегистрации в связи с ликвидацией (РН0008).

дополнительные

К заявлениям потребуется приложить и дополнительные документы. Они подаются в подлинниках или удостоверенных нотариусом копиях. Некоторые документы потребуются в двух экземплярах.

Уточнить этот момент и подготовить все необходимое стоит заранее.

Вместе с заявлением о начале ликвидации подаются подлинник решения о ликвидации и следующие копии:

  • устава;
  • свидетельства о регистрации в налоговой;
  • ИНН;
  • выписки из ЕГРЮЛ;
  • паспортов ликвидаторов.

С уведомлением о составлении промежуточного баланса подается и сам баланс. На завершающей стадии к заявлению, помимо уже названных документов, добавляются ликвидационный баланс и квитанция госпошлины.

Сроки

Соблюдение определенных сроков обязательно как для ликвидационной комиссии, так и для регистрирующего органа. Уведомить власти о начале процедуры регистрации следует в трехдневный срок (ч. 1 ст. 62 ГК).

Он начинает отсчитываться со следующего за принятием решения об этом на общем собрании.

Регистрирующий орган, в свою очередь, имеет пять дней на то, чтобы внести запись о начале ликвидации в ЕГРЮЛ. Его течение начинается с момента подачи документов.

Государственная же регистрация в связи с ликвидацией производится в десятидневный срок.

Внесение этих двух записей также разделены довольно большим временным промежутком, минимум в три месяца.

Это связано:

  • с соблюдением прав кредиторов, которые должны заявить о своих претензиях к общественной организации;
  • с необходимостью приведения в порядок всех финансовых документов, составления промежуточного и окончательного балансов, решения судьбы оставшегося имущества.

Можно ли оспорить или остановить

Остановка процесса добровольной ликвидации законодательством не предусмотрена. Но нет и прямого запрета на изменение решения уже в ходе самой процедуры.

До того момента, пока в ЕГРЮЛ не будет внесена запись о регистрации в связи с ликвидацией, организация является действующей (ст. 63 ГК).

Того же мнения придерживаются и арбитражные суды. Они считают, что если по каким-либо причинам добровольно объявленная ликвидация не была доведена до конца, это не служит основанием для принудительного прекращения деятельности.

Разве что в работе будут найдены существенные нарушения, ведущие к ликвидации принудительной.

Также в законах не прописан порядок отмены решения общего собрания о ликвидации. Однако юристы советуют все же обратиться в регистрирующий орган для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Или же ограничиться тем, что не производить действий, ведущих к завершению этого процесса (составление и утверждение баланса, подача заявлений и т.д.).

А вот возможность оспорить ликвидацию закон дозволяет. С соблюдением предусмотренного для этого порядка.

Причем это касается обоих случаев:

  • решения общего собрания о добровольной ликвидации;
  • принудительного завершения деятельности общественной организации по решению суда.

Основания

Основанием для оспаривания решения общего собрания может служить нарушение прав кредиторов. Например, если ликвидационная комиссия не разместила информацию о предстоящей ликвидации в СМИ. Судебное же решение оспаривается в установленном порядке, если общественная организация с ним не согласна.

В обоих случаях обращаться следует в суд.

Заявителями могут быть

Подать иск о приостановлении или признании недействительной добровольной ликвидации могут те кредиторы общественной организации, чьи права были нарушены. То есть те, кто не смог предъявить свои требования ввиду нарушения процедуры ликвидации.

Для подачи иска о приостановлении есть три месяца (ст. 198 АПК), а вот обжаловать внесение записи в ЕГРЮЛ можно в течение года (ст. 22 закона о госрегистрации юрлиц № 129-ФЗ от 08.08.2001 г.).

Обжаловать решение, вынесенное судом по иску прокурора, о принудительной ликвидации общественной организации, могут ее учредители. Порядок такого обращения прописан в процессуальном законодательстве.

Выбор инстанции зависит от того, каким именно судом было вынесено решение.

При помощи фирмы-посредника

Свои услуги по ликвидации юридических лиц предлагают многочисленные фирмы-посредника. Обращение к ним имеет ряд преимуществ и недостатков.

Целесообразно воспользоваться таким предложением в том случае, когда у руководителей не хватает собственных знаний или нет желания заниматься процессом ликвидации самостоятельно.

Стоимость такой «ликвидации под ключ» будет зависеть от выбранного способа прекращения деятельности и состояния документации, в том числе финансовой. Дешевле всего обойдется ликвидация в том случае, когда уже более года организация не ведет никакой деятельности. Наиболее затратным выйдет банкротство.

Срок завершения всех процедур составит от двух месяцев до полугода.

Вопросы

Ниже мы рассмотрим пару вопросов касательно закрытия ООО.

через суд

Принудительная ликвидация по решению суда грозит общественным организациям в случаях, когда их деятельность нарушает законы страны.

К таковым Закон (ст. 44 ФЗ № 82) относит следующие:

  • нарушение гарантированных прав и свобод граждан;
  • нарушение Конституции;
  • противоречащая целям создания систематическая деятельность;
  • отказ от устранения выявленных нарушений, вызвавших приостановление деятельности;
  • деятельность организации соответствует признакам экстремистской.

Право на обращение в суд с заявлением о запрете деятельности и ликвидации общественной организации имеет прокурор.

В случае, когда речь идет о международных или общероссийских юрлицах, то Генеральный прокурор, в о всех остальных – прокурор субъекта РФ.

стоимость

Цена ликвидации общественной организации складывается из следующих расходов:

  • расчеты со всеми имеющимися кредиторами;
  • выплата зарплаты и выходных пособий сотрудникам организации;
  • публикация объявлений о ликвидации;
  • нотариальное удостоверение документов;
  • уплата государственной пошлины;
  • оплата посреднических услуг, если была заказана ликвидация «под ключ»;
  • вознаграждение арбитражному управляющему и оплата судебных расходов, если деятельность организации прекращается в форме банкротства.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Ликвидация общественной организации

Порядок ликвидации общественной организации пошаговая инструкция

Основной закон государства (КРФ) гарантирует каждому право создавать на своё усмотрение общественные организации (далее – ОО) без предварительного соглашения органов власти и местного самоуправления. Объединения подлежат обязательной государственной регистрации и приобретают статус юридического лица (далее – ЮЛ).

Порядок ликвидации зарегистрированной ОО не отличается от порядка ликвидации любого другого юр. лица. Но существует ряд особенностей. Например, общественное объединение может существовать и без регистрации. В этом случае оно не приобретает прав ЮЛ и не нуждается в ликвидации.

Правовые основы деятельности

Создание, регистрация, деятельность и ликвидация ОО регулируется КРФ и ФЗ №82. Общественной организацией называется основанное на членстве, созданное на  базе совместной деятельности добровольное объединение людей. Такие объединения создаются с целью защитить законные права и интересы.

Общественные организации независимо от их формы равны перед законом.

Подобное равенство распространяется и на участников ОО: учредители и основатели имеют одинаковые права с людьми, получившими членство. Общественные организации не  занимаются коммерческой или государственной деятельностью. Одна из отличительных особенностей – членство в таких объединениях могут получить как ЮЛ, так и физические лица (ФЛ).

Руководит общественной организацией выборный орган. Он занимается реализацией прав и несёт ответственность за свою деятельность. Членами ОО могут быть только лица, достигшие 18-летнего возраста. Одно из основных обязательств ОО – иметь устав. Что касается права, то общественная организация может иметь свою символику. Регистрация только добровольная.

Если члены и основатели хотят чтобы объединение приобрело статус ЮЛ, то регистрация необходима.

К общественным организациям относятся:

  • политические партии;
  • массовые общественные движения;
  • профсоюзы и т.д.

Учредителями ОО могут быть физические и юридические лица. Членство предоставляется по аналогичному принципу, только с одним условием – ЮЛ должно пройти процедуру госрегистрации.

Одним из важнейших условий, определяющих статус ОО, является тот факт, что государство не участвует в их деятельности.

Уполномоченные органы и общественные организации соблюдают принцип невмешательства в работу друг друга. Деятельность ОО строится также и на конституционных принципах свободы, гласности и законности. Общественные организации обладают рядом налоговых льгот, которые предоставляются государством, но оно, в свою очередь, устанавливает определённые требования к уставным документам ОО.

Цели

Основной целью, которую преследует общественное объединение, является защита прав и интересов его членов. Например, для политической партии – это выражение воли ее членов и участие в формировании органов власти.

А вот массовые общественные движения преследуют не только политические цели.

Их участники не имеют фиксированного членства. Целью существования профсоюзов является защита социально-трудовых прав их участников.

Законодательство

Деятельность общественных организаций регулируют следующие н-п акты:

  • КРФ;
  • ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ»;
  • ТК РФ.

К законодательным актам, которые регулируют порядок создания, функционирования и ликвидации ОО относится ряд нормативно-правовых документов, направленных на противодействие экстремистской деятельности в стране. К источникам права в данном случае можно также отнести законы, устанавливающие порядок деятельности политических партий, общественных движений и профсоюзов.

Ликвидация общественной организации: пошаговая инструкция

При ликвидации ОО должна прекратить своё существование как юридическое лицо и как участник гражданско-правовых отношений.

Порядок завершения деятельности следующий:

  1. На первом этапе проводится собрание участников, на котором принимается решения о ликвидации. Если организация имеет статус ЮЛ и статутными документами не предусмотрено иного, ее ликвидация будет правомерной при наличии зафиксированного согласия учредителей.
  2. Основатель(-ли), принявшие решение о завершении деятельности, назначают ликвидатора или ликвидационную комиссию (далее – ЛК). При назначении они обязаны принять во внимание пожелания всех членов ОО, так как их право принимать участие во всех аспектах деятельности объединения не может быть нарушено.
  3. Порядок и сроки ликвидации устанавливает ЛК сразу после назначения. Это правило распространяется и на комиссии, которые приглашаются извне при альтернативном завершении деятельности общественного объединения.
  4. Члены ЛК публикуют в СМИ сообщение о ликвидации и сроки, допустимые для предъявления требований. Кредиторы и другие лица, у которых могут быть претензии к организации могут предъявить их только благодаря этому уведомлению. Сроки, отведённые для выдвижения требований, должны быть соблюдены даже, если у организации нет долгов пред третьими лицами.
  5. О принятии ликвидационного решения уведомляются ПФ, ФСС, ИФНС РФ, а также соответствующее управление МинЮста.
  6. Отсылаются письменные сообщения кредиторам о завершении деятельности организации. Это делается с целью доказать соблюдение процедуры, в случае если кредиторы, не заявившие свои требования в срок, попытаются обратиться в суд о взыскании. Предпочтительно отсылать письма с уведомлением.
  7. После того как пройдены все этапы, связанные с уведомлением третьих лиц и госорганов, ЛК приступает к составлению промежуточного ликвидационного баланса (далее – ПЛБ). В нем должны быть отражены все активы и пассивы объединения. Документ подлежит согласованию с руководством организации, ПЛБ заверяется органом, который принял решение о ликвидации.
  8. Следующий этап – удовлетворение требований кредиторов.
  9. Составление остаточного ЛБ. Порядок его утверждения аналогичный регламенту, предусмотренному для промежуточного ликвидационного баланса. Оба документа фиксируются по соответствующему протоколу.
  10. Предпоследний этап – распределение остаточного имущества. Если в уставе указанно, куда или кому должны перейти остатки имущества, то используются положения правоустанавливающего документа; в ином случае проводится съезд или собрание участников.
  11. Распределяют имущество учредители общества. Если члены ОО не могут прийти к согласию в вопросе распределения, они имеют право передать дело на рассмотрение в суд.
  12. Если организация носила статус ЮЛ, ее необходимо исключить из ЕРЮЛа.

После внесения в реестр сообщения о ликвидации ОО, процедуру можно считать завершённой полностью. Структурные подразделения завершают свою деятельность в случае ликвидации основного общества.

ПЛБ, расчёты

После завершения этапа подачи документов и публикации сообщений о ликвидации и по истечении срока, установленного для предъявления требований к ОО, ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс расходов и поступлений. Проект документа подлежит согласованию в налоговой инспекции и заверению руководством объединения (органом, принявшим решение о ликвидации).

После фиксации факта принятия баланса в протоколе, проводится удовлетворение требований кредиторов и прочих заинтересованных лиц.

В первую очередь проходит выплата долгов внебюджетным организациям (пенсионный фонд и ФСС), а также налоговикам. Потом удовлетворяют требования ЮЛ и физических лиц. Если капитала объединения недостаточно для погашения долгов, проводится продажа его имущества.

Владелец вторичного капитала будет ответственен за проведение этой процедуры. Если полученных средств окажется недостаточно для покрытия долгов, кредиторы могут обратиться в суд с требованиями к владельцу о продаже имущества. Остаточный ЛБ составляется и заверяется по аналогичному алгоритму.

Сроки и стоимость

Период ликвидации и стоимость процедуры зависят от способа завершения деятельности. Минимальный срок официальной ликвидации – 3 месяца. Самые незначительные затраты понесут организации, которые выбирают добровольное завершение деятельности с формированием собственной ЛК. Самый дешёвый путь, но далеко не самый быстрый.

Отличными альтернативными решениями являются:

  • ликвидация через управляющую компанию (срок – около 3 недель; стоимость – 20-30 тыс. рублей);
  • ликвидация через оффшорную компанию (срок – больше 1 месяца; стоимость – 30-35 тыс. рублей).

Альтернативная ликвидация – это всегда временное решение проблемы. После ее завершения не вносятся изменения в ЕГР, а значит, кредиторы в любой момент могут предъявлять свои требования. Это хороший способ завершить деятельность ОО, которая не была зарегистрирована как ЮЛ.

Оптимальный способ ликвидации для объединения, которое проходило регистрацию в МинЮсте официальный.

Завершение деятельности в таком ключе с участием компании посредника занимает 3-6 месяцев и может обойтись в 25-50 тыс. рублей. Представительство интересов в случае банкротства самое дорогое – максимальная сумма может составлять 200 тыс. рублей, а сам процесс будет длиться 6-8 месяцев.

Можно ли остановить или оспорить процедуру?

Процедура ликвидации может быть оспорена и остановлена в судебном порядке. К оспариванию прибегают в большинстве случаев кредиторы, которые не смогли предъявить свои требования ввиду того, что ЛК был проигнорирован этап публикации сообщения о завершении деятельности в СМИ.

Суд, оценив все фактические данные по делу, может признать процедуру ликвидации недействительной.

Также может быть оспорено требование кредиторов о продаже имущества владельца. Законодательством предусмотрена возможность приостановления ликвидационного процесса, но не указано в каких конкретных случаях это может быть применено. Остановить процедуру закрытия ОО можно и без решения суда.

Например, это можно сделать  в тот отрезок времени, пока будет проводиться альтернативная ликвидация, которая позволяет подготовиться к официальному завершению деятельности. Самым выгодным и быстрым способом ликвидации общественного объединения можно считать официальное завершение деятельности  при участии компании-посредника.

Все сложности ликвидационного процесса распространяются только на те ОО, которые были зарегистрированы как юрлица. Те объединения, которые не были внесены в ЕРЮЛ, могут считать оптимальным способом завершения деятельности схему с самостоятельным  назначением ликвидатора (ликвидационной комиссии).

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Досрочная пенсия при ликвидации предприятия Ликвидация кредитной организации

Ликвидация некоммерческой организации в 2019 году, пошаговая инструкция

Порядок ликвидации общественной организации пошаговая инструкция
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-60-72 (добавочный 784). Это быстро и бесплатно!

Сама процедура регламентируется статьями 61, 62, 63 и 64 ГК РФ.

Ряд вопросов рассматривается ФЗ № 127, а также законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Причины

В некоторых случаях уставная документация некоммерческой организации может предусматривать прекращение деятельности по ряду оснований:

  1. Достижение цели, в связи которой создавалось объединение.
  2. Закончилось время, отведенное для осуществления деятельности некоммерческой организацией, прописанное в уставной документации.
  3. Принятие решение о ликвидации органов организации, если его состав отличается от учредителей.

Принятие судом решения о ликвидации может быть вызвано следующими причинами:

  1. Некоммерческая организация неоднократно нарушала нормативно-правовые положения, предусмотренные законом, и их восстановление не является возможным.
  2. Область осуществляемой деятельности не соответствует задачам, предусмотренным уставом.
  3. Невыполнение организацией судебных постановлений.
  4. Подозрение учредителей или самого образования в экстремизме.

Что касается добровольной ликвидации, инициируемой учредителями или органом, сформированным уставом, то причины её введения могут быть следующими:

  • материальное обеспечение является недостаточным для дальнейшего осуществления деятельности;
  • предусмотренные цели и задачи не могут быть достигнуты;
  • изменяется область деятельности, политики или стратегий, связанных с функционированием.

Более того, причиной, вызывающей за собой ликвидацию, может стать банкротство.

При этом инициаторами становятся не только учредители, но и другие структуры – ФНС, ПФР и т.д.

Ликвидация некоммерческой организации

Ликвидация некоммерческой организации, несмотря на свою деятельность и особенности регистрации, практически не отличается от прекращения деятельности другого юридического лица.

Способы

Выделяют несколько способов прекращения деятельности некоммерческой организации:

  • добровольный – если решение о ликвидации принимается учредителями;
  • принудительный – заявление об инициировании процедуры принимается уполномоченным органом;
  • банкротство – путем подачи заявления кредиторами.

Увольнение сотрудников при ликвидации организации регулируется Трудовым кодексом РФ.

Принудительная ликвидация НКО

Принудительная ликвидация юридического лица может быть осуществлена уполномоченными лицами и только при наличии основания для данных действий. Решение о принудительной ликвидации НКО принимается арбитражным судом. С иском туда могут обратиться налоговые, правоохранительные органы, а также представители иных организаций.

В качестве оснований, которые указывают на то, что ликвидация НКО, в обязательном порядке, должна быть осуществлена, могут быть использованы следующие сведения:

  1. НКО единовременно, либо несколько раз была замечена в осуществлении неправомерных действий, которые противоречат действующим правилам и нормам законодательства.
  2. В ходе очередной проверки деятельности были выявлены серьезные нарушение, устранение которых не представляется возможным без проведения ликвидации НКО.
  3. При анализе деятельности было выявлено, что текущая работа имеет серьезные отличия от тех занятий и целей, которые ранее были указаны в уставе организации, а также в иных важнейших документах.
  4. Члены общества были заподозрены в экстремизме, а также в иных противоправных действиях, которые обязательно должны повлечь за собой соответствующее наказание.

Необходимые документы

Для исключения НКО из ЕГРЮЛ необходимо подать в орган регистрации такой набор документов:

  • заявление от учредителей, составленной в соответствии с установленной формой РН0008;
  • протокол об утверждении ликвидационного баланса;
  • квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины (при банкротстве – постановление арбитражного суда);
  • свидетельство регистрации;
  • документ, указывающий на отсутствие печатей.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.