Из чего делают тосол и антифриз
Чем отличается тосол от антифриза и можно ли их смешивать — Сайт о
История эволюции автомобильных двигателей включает в себя внедрение системы охлаждения в общую конструкцию. Охлаждающая система может быть двух видов: воздушная и жидкостная. Сейчас в большинстве автомобилей используется второй вариант. При этом внутри циркулирует антифриз или тосол.
Внимание! Тосол является всего лишь разновидностью антифриза.
Антифриз — это международное название охлаждающей жидкости для автомобиля. Тосол был придуман в СССР. В связи с этим многие владельцы не желают заливать его в свои иномарки, связывая это с низким качеством жидкости.
Особенности жидкостных систем охлаждения
Жидкостные системы не только более компактны, они ещё и более функциональны. Благодаря им удаётся значительно быстрее остудить горячий двигатель. При этом внутри циркулирует антифриз или тосол.
Жидкостная система охлаждения устроена довольно интересно. Самой важной частью является радиатор. Именно через него проходит антифриз или тосол. Всё это происходит на большой скорости: жидкость передаёт часть тепла биметаллическим пластинам, а встречный поток воздуха охлаждает их.
Немного истории
Чтобы понять, в чём отличие тосола от антифриза, необходимо немного углубиться в историю. Для этого нужно вернуться на 30-40 лет назад, когда на наших дорогах иномарки были редкими гостями. Все автомобили производились у нас, как и расходные материалы к ним. Проще говоря, к иностранной охлаждающей жидкости не было доступа.
Тосол действует также, как и антифриз. Но много лет назад он представлял собой не столько имя собственное, сколько аббревиатуру. После развала Советского Союза у нас с каждым годом начало появляться всё больше иномарок. По привычке автовладельцы заливали в охлаждающие системы то же самое. Естественно, что деликатная зарубежная техника такого выдержать не могла.
Результатом заправки тосола стало то, что системы охлаждения начинали функционировать гораздо хуже. Мало того, в связи с развалом СССР отечественную охлаждающую жидкость делали всё хуже и хуже. Как результат все стали охотиться исключительно за антифризом.
Также стоит отметить, что разница между тосолом и антифризом кроется в самой формуле вещества. Этапы разработки двух жидкостей существенно отличаются друг от друга, хотя в их основе лежит спирт. Вторым компонентом является простая дистиллированная вода.Спирт позволяет в значительной мере понизить температуру, при которой охлаждающая жидкость будет замерзать.В результате двигатель нормально охлаждается даже в мороз. К тому же температура закипания вещества лежит за пределами 100 градусов по Цельсию и может достигать 110-115. Это позволяет сделать систему охлаждения ещё более эффективной.
Как видите, основа у тосола и антифриза одинаковая. Главные отличия кроются в присадках, которые используют производители для придания охлаждающей жидкости дополнительных качеств. Проще говоря, эти два средства отличатся друг от друга за счёт специальных добавок.
Антифриз делится на три класса в зависимости от своих свойств:
- органический,
- неорганический,
- гибридный.
Каждый класс имеет как преимущества, так и недостатки. К примеру, неорганика стоит сравнительно недорого, но имеет короткий срок эксплуатации. Органика, в свою очередь, может эксплуатироваться около пяти лет. Гибридный класс сочетается с двумя предыдущими.
Отличия антифриза от тосола
Как уже говорилось, антифриз от тосола отличается разнообразными присадками, которые добавляют производители к основной формуле. В результате даже цвет может сказать об основных качествах и свойствах охлаждающей жидкости.
Начнём с главного отличия между тосолом и антифризом. В первом присадки являются неорганическими. В свою очередь импортные производители добавляют в продукт органические добавки. Это в значительной мере влияет на качество и срок службы. Мало того, плотность и температура закипания также отличаются.
Чтобы лучше понять отличие тосола от антифриза, нужно внимательно оценить эти два средства по всем параметрам. Начать стоит с того, что тосол, с технической точки зрения, куда менее совершенный. Из-за этого, при его использовании, антикоррозийный слой наносится на всю систему. В противном случае агрессивные вещества со временем разъедят конструкцию.
Как результат металл значительно хуже передаёт тепло. Проще говоря, использование тосола в значительной мере снижает эффективность функционирования системы охлаждения. Это негативно влияет на двигатель. Скорость его износа вырастает в несколько раз.
Внимания! Свои свойства тосол может сохранять не более чем 35 тысяч километров. После этой отметки жидкость нужно поменять.
Чтобы понять, насколько антифриз более эффективен, нужно также рассмотреть его принцип работы: защитный слой при использовании вещества образуется именно на проблемных участках. Как результат теплоотдача находится на стабильно высоком уровне. Поэтому менять жидкость нужно не чаще чем раз на 250 тысяч километров.
Если подвести итог всему сказанному, то два вещества отличаются друг от друга по таким параметрам, как:
- температура кипения и замерзания,
- смазывающие свойства,
- антикоррозийные качества.
В зависимости от каждого из этих параметров определяется конечная ценность средства. На видео наглядно показаны чем отличаются антифриз и тосол:
Процесс замены
Несмотря на то, что антифриз обладает отличными эксплуатационными качествами, даже его нужно менять. Процесс замены тосола и антифриза имеет свои особенности, о которых нужно знать.
Внимание! Ни при каких обстоятельствах не мешайте тосол с антифризом. Это может привести к непредвиденным последствиям.
Если же вы точно не знаете тосол или антифриз залит в вашем двигателе, просто смешайте новую и старую охлаждающие жидкости в какой-нибудь посудине. Если в результате этого процесса образуется осадок в виде хлопьев или гелия, значит, вещества несовместимы.
Подобный осадок быстро забьёт систему охлаждения. В результате её работа станет невозможной. К сожалению, даже при положительных результатах теста нет никакой гарантии, что система охлаждения будет работать нормально. Смесь может вспениться внутри, тем самым доставив вам массу проблем. Обычно это происходит при достижении определённой температуры.Внимание! Крайне не рекомендуется смешивать жидкости с разными цветами.
Дело в том, что из-за добавок антифриз приобретает уникальный цвет. Поэтому смешивание двух сортов этого вещества не приводит ни к чему хорошему. Чтобы не навредить машине, перед заменой нужно полностью слить всю охлаждающую субстанцию и залить внутрь новую.
Замена тосола или антифриза начинается с покупки новой охлаждающей жидкости. Не стоит экономить и покупать дешёвые средства. Обычно в них используются самые низкокачественные присадки, которые негативно сказываются на работе двигателя.
Перед заменой тосола или антифриза систему нужно промыть, чтобы в ней не осталось следов старого охлаждающего вещества. Эта несложная процедура позволит избежать смешивания. В результате риск того, что шланги забьются, будет минимальным.
Внимание! Перед промывкой старый антифриз или тосол нужно слить полностью. То есть охлаждающей жидкости не должно быть в цилиндрах, радиаторе и бачке.
Чтобы полностью слить тосол или антифриз – машину желательно поставить на склон. Вам нужно сделать так, чтобы передняя часть была наклонена немного вниз. Для промывки понадобится простая дистиллированная вода. В неё нужно добавить немного специальной очистительной смеси. Полученная субстанция заливается в систему.
После того как очистительная смесь залита нужно закрыть все пробки и включить двигатель. Тоже нужно сделать и с печкой. Вам необходимо дождаться, когда откроются клапаны. Субстанция, залитая внутрь, должна пройти по всем трубам. После этого жидкость сливается.
Совет! Процедуру очистки нужно повторить несколько раз.
Для продолжения процесса замены снова поставьте автомобиль под уклон. Только теперь передняя часть должна быть вверху. При этом охлаждающая субстанция заливается по максимуму.
Внимание! Крышка радиатора должна быть открыта.
Запустите двигатель. После этого долейте ещё охлаждающей субстанции и закройте крышку.
На видео показано как поменять антифриз в машине:
Итоги
Если провести различие между этими двумя веществам, то антифриз выигрывает по всем параметрам, кроме цены. Именно его заправляют в дорогие иномарки, чтобы продлить срок эксплуатации системы охлаждения и гарантировать долгую работу двигателя.
Тосол или Антифриз? Развейте последние сомнения!
Что лучше, ТОСОЛ или антифриз – такой вопрос часто возникает у автомобилистов и не только. И вообще, чем они отличаются? Нередко можно встретить мнение, что это вообще-то одно и то же. И резко противоположное пренебрежительное отношение к тосолу, с подчеркиванием того, что антифриз однозначно лучше. Кто прав и где находится истина? Попробуем разобраться.
Для чего нужны охлаждающие жидкости в автомобиле
Охлаждающая жидкость в расширительном бачке автомобиля
В процессе работы двигателя он неизменно перегревается, особенно при повышенных мощностях, при работе на высокой скорости или при минусовых температурах зимой. Перегрев вредит мотору и автомобилю в целом, приводит к поломкам и выходу из строя. Поэтому работающий двигатель необходимо охлаждать.
Когда-то существовали системы воздушного охлаждения – с обдувом, но более совершенной и используемой во всех современных транспортных средствах является жидкостная система охлаждения. Жидкость, заливаемая в нее, омывает нагревающийся двигатель, при этом охлаждает его и нагревается сама. Поступая в радиатор, она отдает тепло его пластинам и охлаждается.
Охлаждающие жидкости – это не вода. Вода закипает уже при 100 градусах Цельсия, расширяется при застывании, что приводит к разрыву патрубков и другим повреждениям системы. Неизбежным последствием ее использования будет и коррозия – попросту говоря, ржавчина и разрушение металлических частей системы.
В составе антифризов есть и вода, но основной компонент – спирт (этиленгликоль, пропиленгликоль, моноэтиленгликоль и др.), плюс присадки в виде различных химических соединений, которые обладают антикоррозийными, смазывающими свойствами, продлевают срок службы такой жидкости и выполняют ряд других полезных функций.Интересно! Принято различать тосол и антифриз. По идее, последним можно назвать любую охлаждающую жидкость. Английское слово antifreeze переводится как «незамерзающий».
То есть не так уж не правы те, кто утверждает, что это одно и то же. А тосол – это имя собственное, давно ставшее нарицательным. Однако в нашей стране принято отделять одно от другого.
Далее рассмотрим подробно, что это такое и чем они отличаются.
Что такое ТОСОЛ
Тосол А-40М и ОЖ-40
Многие автомобилисты считают тосол примитивным антифризом и даже не догадываются, что означает это название и откуда оно пошло. Так что же все-таки такое тосол?
История создания ТОСОЛа
ТОСОЛ – это охлаждающая жидкость, изобретенная в середине 20 века советскими учеными.
До этого существовала единственная отечественная ОЖ – антифриз по ГОСТ 159, так его называли (в некоторых случаях пользовались и водой). У этого продукта было низкое качество.
Если со своими охлаждающими обязанностями он еще как-то справлялся, то в остальном оставлял желать лучшего: пенился, быстро приходил в негодность, вызывал возникновение коррозии.
А вот отечественный автопром не стоял на месте. Новая модель «Жигулей» подтолкнула ученых к мысли, что необходимо и совершенно новое качество охлаждения. К разработкам приступил Государственный Союзный НИИ органической химии и технологии. Работа шла три года.
Наконец, ученым из отдела Технологии органического синтеза (сокращенно ТОС) удалось создать совершенно новый антифриз для «Жигулей». Он получил название ТОСОЛ.
Тосол: антифриз с отечественными корнями
В России большой популярностью пользуются антифризы отечественного производства, созданные в 1960-х годах — тосолы. Все о тосоле, его существующих типах, составе, характеристиках, особенностях, а также о применяемости и правильном выборе этого антифриза для автомобиля — читайте в данной статье.
Что такое тосол?
Тосол — общее наименование низкозамерзающих охлаждающих жидкостей (антифризов) на основе этиленгликоля с неорганическими присадками, предназначенных для применения в системе охлаждения автомобильного двигателя в холодное время года.
Зимняя эксплуатация транспортных средств, оборудованных ДВС с жидкостной системой охлаждения, всегда была связана с массой проблем. Одна из них — замерзание охлаждающей жидкости.
Вода при замерзании расширяется, что может привести к разрыву радиатора, трубопроводов и даже блока двигателя.Эта проблема решается применением специальных низкозамерзающих (зимних) охлаждающих жидкостей (ОЖ) — антифризов, которые остаются в жидкой фазе при отрицательных температурах.
К таким жидкостям относится и разработанный в России Тосол. Данный антифриз впервые появился почти полвека назад, однако благодаря своей цене все еще популярен и востребован у автомобилистов.
- 1 671 ₽
- 1 050 ₽
- 513 ₽
- 855 ₽
- 1 788 ₽
- 1 197 ₽
- 605 ₽
- 591 ₽
- 312 ₽
- 278 ₽
Показать все товары
История тосола тесно связана с самыми массовыми отечественными автомобилями — «Жигулями».
В первых ВАЗ 2101 – 2103, разработанных на основе Fiat 124, использовалась итальянская же охлаждающая жидкость Paraflu 11 на основе этиленгликоля (она заливалась в систему охлаждения непосредственно на автозаводе).
Данный антифриз был дорогим и недоступным для рядовых автовладельцев, поэтому на рубеже 60-х – 70-х годов были разработаны отечественные охлаждающие жидкости с аналогичными характеристиками.
Работа по созданию нового антифриза проводилась в Государственном НИИ органической химии и технологии (ГосНИИОХТ), а точнее — в отделе Технологии органического синтеза (ТОС).
Наименование «Тосол» родилось при объединении аббревиатуры «ТОС» и окончания «-ол», которое в химической номенклатуре применяется для образования названий спиртов. В институте была создана оригинальная рецептура антифриза (авторы — Чижов Е. Б. и Шаталов М. П.
), технологии его производства и торговое название (которое со временем стало нарицательным).
Система охлаждения двигателя
До начала 90-х годов существовало три марки (шесть разновидностей) тосола, сегодня же их количество и разнообразие многократно возросло, поэтому сделать грамотный выбор среди этого многообразия бывает непросто. Облегчить этот выбор поможет знание типов, химического состава и применяемости тосолов.
Состав и особенности тосола
Как оригинальный Тосол, так и другие антифризы, продающиеся сегодня под этой маркой, состоят из трех основных компонентов:
- Этиленгликоль;
- Дистиллированная вода;
- Пакет неорганических присадок (антикоррозийные, антивспенивающие, стабилизирующие, другие).
Основу антифриза составляет этиленгликоль — двухатомный спирт, водные растворы которого обладают низкими температурами замерзания. Чистый этиленгликоль замерзает при температуре −12,9°C, раствор 50/50 с водой замерзает уже при −36°C, раствор с 66,7% этиленгликоля замерзает при температуре −75°C, а с дальнейшим повышением концентрации спирта температура замерзания повышается.
Этиленгликоль обладает рядом недостатков: высокая степень токсичности (наносит вред даже при попадании на кожу) и коррозионная активность.
Простой водный раствор спирта, работающий в системе охлаждения двигателя, в считанные месяцы приведет к разрушению металлических компонентов (независимо от того, стальные они, чугунные, медные или алюминиевые), не пощадит этиленгликоль и резины с пластиками.
Для снижения негативного воздействия ОЖ на металлы в его состав вводятся антикоррозийные присадки — ингибиторы коррозии и вещества, образующие на внутренних поверхностях деталей защитные пленки.Во время движения транспортного средства и работы силового агрегата все его детали подвергаются вибрациям, толчкам и ударам, что приводит к вспениванию циркулирующего антифриза. Это может серьезно нарушить теплообмен и привести к перегреву мотора. Поэтому в состав тосола вводятся антивспенивающие присадки.
Наконец, в состав антифриза вводятся стабилизирующие присадки, которые снижают интенсивность разложения спирта и других присадок под воздействием высоких температур и химических реагентов. А для визуального определения типа тосола, его уровня в расширительном бачке и текущего состояния используются красящие добавки синего и красного цвета.
В общем случае состав тосола следующий:
- Этиленгликоль — от 50 до 65 %;
- Вода дистиллированная — от 30 до 50 %;
- Пакет присадок — до 6-7 %.
Состав тосола и концентрация основных веществ зависит от его типа и характеристик.
Типы и характеристики тосола
Тосол-40 — жидкость голубого цвета
Тосол-65 — жидкость красного цвета
На территории РФ действует стандарт ГОСТ 28084-89, регламентирующий основные характеристики и особенности антифризов на основе этиленгликоля. Под действие этого документа попадает и тосол. В соответствии со стандартом, существует три типа этиленгликолевых антифризов:
- Тосол-К (в общем случае — ОЖ-К) — концентрированный раствор этиленгликоля с массовым содержанием воды не более 5%;
- Тосол-40 (ОЖ-40) — раствор с массовым содержанием воды не более 50%, замерзающий при температуре ниже −40°C, синего/голубого цвета;
- Тосол-65 (ОЖ-65) — раствор с массовым содержанием воды не более 40%, замерзающий при температуре ниже −65°C, красного цвета.
Тосол-40 и Тосол-60 — готовые продукты, которыми можно заполнять систему охлаждения двигателя. Тосол-К — концентрат, который является сырьем для изготовления указанных выше типов антифризов путем разбавления их дистиллированной водой до необходимой концентрации.
Стандартом оговорено, что каждый из антифризов должен иметь определенные показатели плотности, температуры кипения, коррозионной активности, вспениваемости и других характеристик.
В частности, температура кипения (температура начала перегонки) тосола должна быть не менее 100°C, коррозионная активность — не более 0,1 г/кв. м в сутки для металлов и 0,2 г/кв.м в сутки для припоев, объем пены в системе не должен превышать 30 куб.
см (причем она должна оседать в течение 3-5 секунд после успокоения жидкости), а кислотность (pH) — в пределах 7,5-11.
Однако состав антифризов стандартом не регулируется, поэтому производители вольны сами решать, какие пакеты присадок использовать в тосоле — главное, чтобы продукт соответствовал прописанным в документе характеристикам.
Интересно, что даже массовая доля этиленгликоля не регламентирована жестко — стандартом лишь указывается максимальная массовая доля воды, которая может содержаться в тосоле.
Именно поэтому сегодня на рынке представлено такое широкое разнообразие антифризов с названием «Тосол», которые значительно отличаются друг от друга составом и характеристиками.
Еще нужно обратить внимание, что оригинальный Тосол был двух марок: Тосол-А — автомобильный, и Тосол-АМ — автомобильный модернизированный, каждый из них делился на группы «концентрат», «40» и «65» — итого шесть типов антифризов.Сегодня оригинальный Тосол не производится, а в стандарте антифризов с индексами «А» и «АМ» не предусмотрено. Однако на рынке можно встретить продукты «Тосол-А40», «Тосол-А40М», и т.д.
— эти антифризы могут соответствовать указанному выше стандарту, но чаще всего производятся по корпоративным ТУ.
Возможности и ограничения по применяемости тосола
В соответствии с принятой классификацией тосол относится к антифризам традиционного типа — низкозамерзающим ОЖ, в основе которых лежит этиленгликоль и пакет неорганических присадок.
Такие антифризы имеют ряд недостатков: уже озвученная выше химическая активность этиленгликоля и неорганические присадки, которые в процессе работы двигателя оседают на внутренних поверхностях деталей системы охлаждения, ухудшая теплообмен.
Современные карбоксилатные и лобридные антифризы с органическими присадками лишены этих недостатков, поэтому многие автопроизводители полностью перешли на их применение в своих автомобилях.
Если производителем четко указано, что на данной конкретной модели автомобиля необходимо использовать какой-то определенный тип антифриза — лучше последовать этой рекомендации и отказаться от применения тосола. При использовании тосола очень высок риск повреждения двигателя, а в случае с новым автомобилем — еще и потери гарантии.
Если же автопроизводитель допускает применение традиционных антифризов, то в двигатель смело можно заливать тосол. Однако во избежание быстрой выработки ресурса мотора и повреждения деталей его системы охлаждения следует регулярно производить замену отработанного тосола.
Ресурс антифриза зависит от многих факторов, он может существенно отличаться в зависимости от температурного режима силового агрегата, поэтому автовладелец должен сам следить за состоянием тосола — достаточно обращать внимание на его цвет (со временем он изменяется и блекнет) и консистенцию.
При своевременной замене тосола двигателю будет нанесен минимальный вред, а автовладелец предотвратит лишние затраты на ремонт.
Свойства тосола и химический состав по ГОСТу
Охлаждающая жидкость, которая используется для системы охлаждения в двигателе автомобиля, называется антифриз или тосол.
В самых первых охлаждающих жидкостях для автомобилей отсутствовали антикоррозийные присадки, в результате чего некоторые детали системы охлаждения покрывались ржавчиной и выходили из строя.
Со временем состав жидкости значительно улучшился и даже разделился на две категории — летний и зимний тосол.
Химический состав охлаждающей жидкости
Сегодня каждая марка тосола, которая продаётся на широком рынке, отличается только количеством воды и различных присадок в составе жидкости. Основа же любого тосола — этиленгликоль.
Это спирт, который имеет в своей структуре два атома. Эта вязкая, бесцветная жидкость со сладковатым привкусом.
Использовать его можно практически при любых суровых погодных условиях, так как этиленгликоль не замерзает даже при температуре -198 градусов.
Этот спирт обладает такими свойствами, при которых вода не будет замерзать в промежутке градусов от -1 и до -89 градусов. И если оптимально соединить водный раствор и спирт, то получится жидкость, которая не будет замерзать и выдержит температуру до 78 градусов по Цельсию.
В химический состав тосола включают такие компоненты:
- глицерин;
- фосфаты;
- присадки, обладающие антикоррозийным действием;
- гликоль;
- бураты.
Все эти компоненты отвечают за качество охлаждающей жидкости. Требованиями для нормальной работы автотранспорта должны соответствовать следующие свойства тосола:
- Не замерзать при низких температурах. Эксплуатация автомобиля при аномально низких градусах по Цельсию должна быть комфортной и неопасной для транспорта.
- Теми же качествами должна обладать жидкость и при высоких температурах. Это касается работы двигателя в жаркий, летний период.
- Хорошая циркуляция тосола в системе должна быть обусловлена приемлемой вязкостью охлаждающей жидкости.
Именно такими свойствами и обладает качественная незамерзающая жидкость для системы охлаждения. ГОСТ на эту жидкость был введён ещё в 1989 году, и с тех пор все отечественные производители выпускают тосол по этим стандартам. Производимые антифризы по ТУ имеют несколько другой состав тосола, ГОСТ на них не распространяется.
Важно знать, что со временем химический состав тосола несколько изменяется под воздействием внешних факторов. Поэтому для нормальной работы всех систем необходимо производить замену незамерзайки после каждых 25 тысяч километров.
Характеристика тосола а-40м
Первый советский антифриз был разработан в 1971 году. Предназначался он для использования в автомашинах ВАЗ. Затем его стали применять и для другого транспорта. Буквенное выражение в виде «А» означает, что раствор предназначен только для автотранспорта. А буква M говорит о том, что тосол модернизированный.
Состав тосола а 40 является высшего качества. Основная составляющая этого раствора — спирт этиленгликоль. А также в его состав входят различные антикоррозийные и антипенные присадки.
Основные характеристики антифриза а-40 это:
- Выдерживает температуру и не замерзает при -45 градусах.
- Температура закипания по Цельсию 110 градусов.
- Отсутствует вспениваемость.
- Не влияет своим химическим составом на другие системы автомобиля.
- Обладает пониженной плотностью.
- При хранении не портится и не разлагается.
Основные виды хладагента
Ещё одно нарицательное название тосола — хладагент, или как его называют в народе — незамерзайка. Существует два вида антифриза, они различаются по цветам. Зелёный цвет имеет охлаждающая жидкость силикатная, красный цвет у хладагента карбоксильного.
Оба этих вида антифриза покрывают отдельные части системы небольшой накипью и препятствуют коррозии метала. Красный антифриз имеет более длительный срок службы, и после его замены не требуется промывка всей системы охлаждения.
Чтобы различить антифризы, существует специальная маркировка. Так, антифриз силикатный на упаковке имеет обозначение G11. Рецептура такой жидкости содержит в себе такие компоненты, как амины, нитриты, нитраты, бораты, силикаты, фосфаты.Карбоксильный антифриз обозначается G12. В европейских странах его используют на автотранспорте, выпущенном до 2001 г. В основном своём виде он красного или розового цвета.
Как выявить некачественный антифриз
Проверку того, что купленный тосол качественный, а не дешёвая подделка, можно осуществить одним простым способом. Подделанную охлаждающую жидкость производят на основе кислоты, а как известно из уроков химии, кислота вступает в бурную реакцию со щёлочью.
Если в небольшую ёмкость отлить немного незамерзайки и к ней добавить щепотку пищевой соды, можно посмотреть на реакцию раствора. Если ничего не произошло, можно спокойно использовать антифриз по назначению.
Можно проверить тосол, его свойства и состав ареометром и лакмусовой бумажкой. Ареометром проверяется плотность тосола. Лакмусовой бумажкой определяется кислотность антифриза. В идеале бумажка должна быть зелёного цвета.
Если же она изменила свой цвет и стала красной или розовой, это означает, что в жидкости присутствует очень много кислоты, а она может повредить некоторые детали системы. Если после проверки бумажка стала фиолетовой, то в антифризе присутствует щёлочь.
Зная эти основные и нехитрые способы проверки, можно обезопасить свой автомобиль от нежелательных последствий.
Тосол и антифриз: в чем разница, возможно ли смешивание
Охлаждающая жидкость – это химическое вещество, применяющееся в системе охлаждения двигателей, и характеризующееся улучшенными показателями замерзания и кипения, что позволяет эксплуатировать автомобиль при любой наружной температуре воздуха. Традиционно все охлаждающие жидкости называют тосолом, что не совсем правильно, так как, несмотря на идентичность основных составляющих, антифриз и тосол различаются по составу, и это заметно отражается на их эксплуатационных качествах.
Какая разница между тосолом и антифризом
В основе всех охлаждающих жидкостей для авто лежит смесь этиленгликоля и дистиллированной воды, что обуславливает их основные свойства – низкий порог замерзания и температуру кипения около 100оС. Главное различие заключается в комплекте присадок:
1. Тосол – вид охлаждающей жидкости, изготовленный отечественными производителями согласно традиционной технологии. В его составе присутствуют этиленгликоль и вода с присадками неорганических кислот. Жидкость предназначается для систем охлаждения отечественных автомобилей и утрачивает свойства после нагревания до 105оС.
2. Антифриз – жидкость, изготовленная иностранными производителями по карбоксилатной технологии.
Помимо воды и этиленгликоля, в ее состав входят присадки на основе солей органических кислот. В сравнении с тосолом он имеет повышенные антикоррозийные, антикавитационные и антипенные свойства.
Успешно применяется в системах охлаждения как зарубежных, так и отечественных автомобилей.
Отличить антифриз от тосола по визуальным признакам невозможно. Некоторые автомобилисты имеют ошибочное мнение, что тосол бывает только светло-синего оттенка, хотя он может быть окрашен в темно-синий, зеленый, и даже розовый цвет. Для этого обращают внимание на производителя жидкости: если она выпущена в России, то карбоксилатного состава точно иметь не может.
Разница определяется после досконального изучения состава. В тосоле содержатся нитраты, фосфаты, силикаты, бораты и амины, а в антифризе – присадки из солей органических кислот.
Также жидкости различаются по температуре кипения: отечественная кипит после 105оС, а карбоксилатная – после 115оС. Срок использования тосола – до 40 тыс.км пробега, тогда как антифриз можно использовать без замены до 240 тыс. км.
Преимущества применения антифриза
Большинство автомобилистов при выборе охлаждающей жидкости предпочитают антифриз, исходя из следующих причин:
- Повышенная эффективность охлаждения, обусловленная более совершенным составом присадок. Антифриз создает защитный слой только на тех участках, которые подверглись коррозии.
- Возможность длительной эксплуатации с сохранением всех основных свойств.
- Хорошая защита алюминиевых частей системы охлаждения при высокой температуре.
- Работа водяного насоса происходит в щадящем режиме, что достигается применением карбоксилатов, предохраняющих его от гидроударов при кавитации.
- Химическая инертность, благодаря которой в системе охлаждения не образуются новые соединения, не повреждаются металлические, резиновые и пластиковые поверхности.
Можно ли смешивать тосол и антифриз, что будет, если смешать?
Обе жидкости – тосол и антифриз изготавливаются по разным технологиям, и смешивать их нельзя. Если машина эксплуатировалась с тосолом, и ее владелец принял решение перейти на антифриз, перед новой заливкой система охлаждения полностью очищается от следов старой охлаждающей жидкости.
При смешивании тосола и антифриза между присадками происходит химическая реакция, в результате которой некоторые соединения сворачиваются с выпадением в осадок, которые способны забить каналы и протоки охлаждающей системы. Это приведет к перегреву двигателя и последующему дорогостоящему ремонту из-за перерасхода масла по причине залегания поршневых колец.
Антифризы имеют разный состав и подразделяются на минеральные (класс G11), органические (G12), и лобридные (G12++, G13). Разница между ними заключается в присадках:
- Тосол относят к минеральным антифризам, имеющим период эксплуатации 50 тыс. км или 2 года использования.
- Органические можно эксплуатировать до 5 лет или 250 тыс. км пробега.
- Лобридные можно совмещать с любыми другими жидкостями для охлаждения, и без опасения доливать в новые двигатели.
Можно ли в антифриз и тосол добавлять воду
Смешивание антифриза и тосола с дистиллированной водой допустимо, так как в охлаждающей жидкости ее около 70%. Но изменение концентрации меняет их свойства в сторону ухудшения порога замерзания, что при сильных морозах может вызвать поломки в виде разорванного двигателя, радиаторов, и поврежденных патрубков.
Даже не замерзший, а кристаллизующийся антифриз способен вызвать течь радиатора. Добавление воды может быть оправдано только в случае ее испарения, что изменяет состав жидкости в сторону увеличения плотности. Делать это следует, предварительно слив антифриз с двигателя в емкость, чтобы после смешивания залить обратно в систему.
Что означает цвет охлаждающей жидкости
Тосол или антифриз нужно применять, исходя из особенностей системы охлаждения конкретного автомобиля, так как разные производители авто используют для ее изготовления различные материалы:
- Красный антифриз изготовлен для применения в радиаторах, состоящих из латуни или меди.
- Зеленый антифриз подходит радиаторам, состоящим из алюминия и сплавов на его основе.
- Тосол лучше использовать на отечественных автомобилях с устаревшими чугунными двигателями.
Если в процессе эксплуатации охлаждающая жидкость приобрела коричневый или ржавый оттенок – это свидетельствует и том, что ее свойства утрачены, и ржавчина не контролируется присадками-ингибиторами, при этом ухудшается качество охлаждения двигателя. Для максимально долгого срока службы тосола или антифриза нужно следовать рекомендациям завода изготовителя, и заливать именно ту жидкость, которая указана в руководстве по эксплуатации транспортного средства.
Тосол описание,характеристики,состав,классы,фото,видео,предназначение
Системы отопления и охлаждения двигателя автомобилей работают за счет циркуляции специальной жидкости в системе. Она по своим свойствам похожа на воду.
Жидкость при постоянной циркуляции забирает лишнее тепло от двигателя и транспортирует его к радиатору. Здесь это тепло отдается в атмосферу. Эта жидкость – тосол. Появилась она 50 лет назад.
Давайте рассмотрим, что такое тосол, зачем он нужен, какими характеристиками обладает и как его заменить в автомобиле.
Характеристика охлаждающих жидкостей
Задача любой охлаждающей жидкости (ОЖ) состоит в том, чтобы не давать двигателю перегреваться в процессе работы. Ранее в этом качестве использовали обычную или дистиллированную воду, однако ее применение имеет ряд недостатков, среди которых:
- вода замерзнет в мороз и закипает при температуре +100°С, то есть имеет небольшой рабочий температурный диапазон;
- вода негативно влияет на некоторые элементы охлаждающей системы двигателя, в частности, подвергает их коррозии.
Именно эти недостатки вынудили в свое время автопроизводителей изобрести охлаждающие жидкости на основе водно-гликолевого состава. На территории бывшего СССР самыми популярными ОЖ являются жидкости с использованием этиленгликоля. Кроме этого, для предотвращения коррозии элементов системы охлаждения в состав ОЖ добавляют антикоррозионные присадки. Они бывают двух типов:
- Силикатные. Такие составы покрывают внутреннюю поверхность частей системы маленьким слоем накипи. За счет этого снижается величина рециркуляции тепловой энергии. Как правило, такие ОЖ имеют зеленый цвет.
- Карбоксилатные. Эти составы выполняют защиту от коррозии в тех местах, где она наиболее вероятна путем создания защитного слоя. При этом карбоксилатные составы имеют более длительный срок службы, а при замене ОЖ нет необходимости промывать систему. Цвет таких жидкостей — красный.
Эта классификация является стандартом по всему миру. Однако в настоящее время многие производители используют при производстве различные красители, которые затрудняют идентификацию той или иной жидкости.
Так есть ли разница между тосолом и антифризом?
Давайте еще раз напомним, что все охлаждающие автомобильные жидкости являются антифризом. Аналогичным образом карась, скумбрия или камбала (вернемся к «рыбной» аналогии) все считаются рыбой.
Отличием является лишь то, что нынешние марки ОЖ так же отличаются от обыкновенной воды с добавлением этиленгликоля, как транспортные средства XXI века отличаются от прототипов передвижных экипажей. Тем не менее, термины «тосол» и «антифриз» почему-то стали нарицательными и, честно говоря, даже синонимами «плохой» и «хорошей» жидкости для охлаждения.
И к этому разделению прибегают не только автовладельцы, но даже дилеры и посредники. Конечно, в сегодняшнем тосоле есть только присадки, которые обеспечивают минимальную устойчивость к образованию ржавчины.
Это все объяснимо и этому есть несколько причин: низкая стоимость производства; для ВАЗов и это сойдет; «чаще покупать будут».
А вот различным маркам ОЖ, подписанным как «Антифриз», не так повезло – большая часть производителей (есть среди них и достаточно крупные) не перегружают себя какими-либо нововведениями и разработками, из-за чего в пластиковые канистры заливается тот же тосол из восьмидесятых.
При этом о принадлежности вещества к той или иной категории (лобридные, силикатные, карбоксилатные и проч.) эти самые производители почему-то умалчивают и, возможно, даже слов таких не знают.
Рассмотрим основные параметры, по которым можно отличить тосол от антифриза:
Не многим водителям известно, что тосол это – название, разработанное советскими учеными, а название антифриз относится к всемирно принятому названию жидкостей для охлаждения систем авто.
Все антифризы подразделяются на минеральные, органические и лобридные. Отечественный тосол можно отнести к минеральным – классу G 11. Импортные жидкости – это охладители классов G 12, G 12 +, G 12 ++ и G 13, т.е. состоят из компонентов органического и лобридного происхождения.
Тосол используется в автомобилях исключительно отечественного производства, антифриз – как в импортных, так и в отечественных автомобилях.
Для того чтобы измерить плотность антифриза нельзя пользоваться прибором, который предназначен для измерения плотности тосола.
Для охладителей существуют параметры, согласно которым они отличаются – это температура закипания и замерзания, смазывающие и антикоррозийные свойства.
Тосол бывает в основном синего цвета, а антифриз имеет относительно широкую цветовую гамму – бывает зеленый, фиолетовый, красный, оранжевый, розовый и других цветов.
Согласно вышеперечисленным параметрам можно подвести итог, что отличить тосол от антифриза возможно только лишь по количеству находящихся в них присадок, добавок и красителей, которые влияют в первую очередь, на их свойства.
Отечественная продукция: состав и маркировка
В зависимости от маркировки различаются и состав жидкости, ее плотность и технические характеристики. Сейчас в современной классификации производители используют буквы – А, М, К. Цифры – 30, 40, 65. Буквами обозначается тип тосола – автомобильный, модернизированный, концентрат.
Цифрами указывается температура замерзания. Также в маркировке могут содержаться части от названия компании-изготовителя. Жидкостей, температура замерзания которых ниже 65 градусов, на рынке сейчас нет. Уровень кристаллизации обеспечивается именно концентрацией этиленгликоля. Что касается присадок, то их не меньше 8. Их количество может доходить до 15.
Состав тосола и антифриза
Тосол производится на основе этиленгликоля/глицерина/ди-/триэтиленгликоля (“антизамерзатели”) или их смеси.
Кроме этого, в него входят вода, красителя и ингибиторы коррозии (их состав отличается у каждого производителя). Антифриз же выполнен на основе аналогичных антизамерзателей, однако с использование органических присадков.
Представляем вашему вниманию таблицу, где перечислены вещества, которые входят в состав тосола и антифриза.
Название охлаждающей жидкости | Химический состав |
Тосол А40-М | Этиленгликоль, бензоат натрия, буры (бораты), бензоат натрия, нитрит натрия, каптакс, декстрин, бутанол, пеногаситель, краситель, дистиллированная вода |
Антифриз класса G11 | Этиленгликоль, силикаты (соли кремниевых кислот), краситель |
Теперь подробнее рассмотрим классы антифризов, эволюцию их развития, а также вещества, входящие в их состав.
Классы антифризов
Антифризы классифицируются с помощью буквы G и числа, по которому можно судить о его составе и свойствах. Родоначальником такой маркировки является всемирно известная компания Volkswagen, которая выпускала в свое время популярные марки антифризов «VW coolant G 11» и «VW coolant G 12».
Так, в соответствии с маркировкой, принятой в компании Volkswagen, в настоящее время используются следующие виды антифризов:
ингибиторов в зависимости от пробега
- Силикатные, обозначаются как G11 (соответствуют спецификации VW TL 774-C). К слову, к этому типу относится и старый советский “Тосол”. Принцип действия состава заключается в образовании тонкой защитной пленки, предотвращающей коррозию элементов охлаждающей системы. Компания Volkswagen рекомендовала его для автомобилей собственного производства до 1996 года выпуска. Как правило, жидкости G11 имеют зеленый или синий цвет. В состав жидкостей входят нитраты, амины, нитриты, бораты, фосфаты, силикаты.
- Карбоксилатные, имеют обозначение G12 (соответствуют спецификации VW TL 774-D). На территории Европы антифризы G12 рекомендованы для использования в машинах до 2001 года выпуска. Имеет красный или розовый цвет.
- Гибридные, G12+ ( соответствуют спецификации VW TL 774-F). Предназначены для высокооборотистых движков с высокой температурной нагрузкой, применяются для автомобилей 1997…2008 года выпуска (на территории нашей страны используется и для более новых). Имеет красный цвет.
- “Лобрид” (Lobrid). Имеет индекс G12++ (соответствуют спецификации VW TL 774-G) или G13. В последнем случае вместо этиленгликоля в качество основы используют пропиленгликоль. Такие антифризы не ядовиты, быстро разлагаются и наносят значительно меньше вреда экологии. Однако их недостаток состоит в высокой стоимости, поэтому на территории стран СНГ они используются нечасто. Эти антифризы рекомендованы для использования в машинах, произведенных в 2008 году и позже. Имеет оранжевый или желтый цвет.
Стоит отдельно отметить, что большинство реализуемых на отечественном рынке антифризов не соответствуют упомянутым спецификациям от компании Volkswagen.
Кроме этого, чтобы иметь официальную лицензию, антифриз должен пройти аттестацию в лабораториях компании. Естественно, что 99% реализуемых жидкостей такой проверки не проходило.
А потому классификация антифризов по G-параметру весьма условна, и к ней стоит относиться с долей скепсиса.
Что делать, если нужно заменить тосол антифризом
Очень большое количество автолюбителей спрашивают: можно ли заменить тосол антифризом? Можно, но прежде необходимо провести следующие действия:
Выяснить, из какого металла изготовлен ваш двигатель. Так как в том случае, когда ваш мотор изготовлен из алюминия, то лучше всего заливать в него тосол, а если из меди или латуни – тогда антифриз.
Перед заменой охлаждающей жидкости одной на другую обязательно следует тщательно промыть систему. Для удобства, чтобы старая жидкость полностью удалилась из системы охлаждения, автомобиль нужно поставить на наклонную поверхность. Затем заливается дистиллированная вода и включается двигатель на некоторое время, пока жидкость не протечет через всю систему. Процедура повторяется несколько раз.
Устанавливаем авто так, чтобы передняя часть была поднята вверх, затем следует залить охладитель и не закрывая крышки радиатора, запускается мотор. Прогнав лишний воздух, доливаем охладительную жидкость до нужного объема.
И в конце можно подвести итог: тосол все-таки это тот же антифриз только его нельзя использовать в автомобилях иностранного производства, так как их внутренние части двигателя не выдержат агрессивного влияния и быстро придут в негодность.
В иномарках лучше использовать охлаждающие жидкости, которые были залиты при производстве автомобиля еще на заводе и обязательно изучить характеристики антифриза и совместимость с авто.
Тосол по своему химическому составу больше всего подходит для автомобилей советского производства, таких как «Жигули», «Москвич» или «Волга». В двигатели этих автомобилей без страха можно его использовать, но, ни в коем случае не пользоваться современными охладителями.Если вы будете придерживаться выше перечисленных правил, то можете быть полностью уверенными, что ваш автомобиль не подведет и не выйдет из строя в самый неподходящий момент.
Как отличить поддельный антифриз
Существует один народный метод, как отличить поддельный антифриз от фирменного. Дело в том, что подделки выполняют на кислотной основе, которая может повредить элементы системы охлаждения двигателя.
Чтобы выявить это, после покупки достаточно налить в крышечку или небольшой сосуд немного купленной жидкости и добавить в нее щепотку пищевой соды. Если бурная химическая реакция не произошла — можно смело заливать жидкость в радиатор.
В противном случае нужно брать канистру и идти выяснять отношения с продавцами, у которых вы купили антифриз, требуя вернуть ваши деньги.
Для выяснения подлинности антифриза, а также его свойств при покупке можно проверить его плотность и pH-фактор (кислотность). В первом случае пользуются плотномером (ареометром), во втором — лакмусовой бумажкой.
Измерение плотности необходимо проводить при температуре +20°С. Значительные отклонения приведут к существенным погрешностям. Так, при указанной температуре плотность охлаждающей жидкости должна быть не меньше 1,075 г/см3.
Эта плотность означает, что жидкость не замерзнет на морозе до -40°С.
Таблица зависимости плотности и температуры замерзания тосола и антифриза от содержания в них этиленгликоля
Плотность тосола, антифриза, г/см3 | этиленгликоля в процентах, в тосоле, антифризе | Температура замерзания тосола, антифриза, °С |
1,115 | 100 | -12 |
1,113 | 99 | -15 |
1,112 | 98 | -17 |
1,111 | 96 | -20 |
1,110 | 95 | -22 |
1,109 | 92 | -27 |
1,106 | 90 | -29 |
1,099 | 80 | -48 |
1,093 | 75 | -58 |
1,086 | 67 | -75 |
1,079 | 60 | -55 |
1,073 | 55 | -42 |
1,068 | 50 | -34 |
1,057 | 40 | -24 |
1,043 | 30 | -15 |
Кислотность проверяют, опуская в жидкость лакмусовую бумажку. В идеале значение pH должно находиться в пределах 7…9 (зеленый цвет бумажки). Если вы получили значение 1…6 (розовый цвет бумажки), значит в растворе много кислоты. Если 10…13 (фиолетовый или синий цвет бумажки) — щелочи.