Подсудность дел об установлении фактов имеющих юридическое значение апк
Практика применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Сохрани ссылку в одной из сетей:
Заявление овзыскании обязательных платежей исанкций должно соответствовать общимтребованиям, предъявляемым к исковымзаявлениям, а также специальнымтребованиям, перечисленным в ст.214АПК.
В заявлениидолжны быть указаны наименованиеплатежа, подлежащего взысканию, размери расчет его суммы, нормы федеральногозакона и иного нормативного правовогоакта, предусматривающие уплату платежа,сведения о направлении требования обуплате платежа в добровольном порядке.
Последнеетребование связано с необходимостьюсоблюдения заявителем обязательногодосудебного порядка урегулированияспора, установленного федеральнымзаконом.
Частью2 ст. 213АПК предусмотрено правило, согласнокоторому заявление о взысканииобязательных платежей и санкций подаетсяв арбитражный суд, если требованиезаявителя об уплате взыскиваемой суммыне исполнено в добровольном порядкеили пропущен указанный в таком требованиисрок уплаты.
Так,законодательством о налогах и сборахпредусмотрен досудебный порядокурегулирования споров, вытекающих изналоговых правоотношений, которыйзаключается в направлении налогоплательщикусоответствующего требования (ст.69,104НК).
Согласноразъяснениям Пленума ВАС РФ, содержащимсяв п.19постановления от 28.02.
2001 N 5 «О некоторыхвопросах применения Налогового кодексаРоссийской Федерации», в тех случаях,когда в состав исковых требованийналогового органа включено требованиео взыскании пеней и к моменту обращенияналогового органа в суд недоимка непогашена налогоплательщиком, истец входе судебного разбирательства вправеувеличить размер исковых требований вчасти взыскания пеней.В данномслучае следует учитывать, что досудебноеурегулирование спора по этому вопросусостоит в указании налоговым органомв ранее направленном налогоплательщикутребовании размера недоимки, даты, скоторой начинают начисляться пени, иставки пеней.
Вправели налоговый орган обращаться в суд сзаявлением о взыскании обязательныхплатежей и санкций, если принятое имрешение о взыскании налога, пеней,штрафов за счет имущества налогоплательщикапризнано незаконным?
Из положенийп.4 ч. 1 ст. 29и ч.1 ст. 213АПК следует, что обращение в арбитражныйсуд возможно лишь в тех случаях, когдафедеральным законом не предусмотрениной порядок взыскания обязательныхплатежей и санкций. В частности, инойпорядок взыскания регламентирован ст.46,47НК.
В силу п.7 ст. 46НК при недостаточности или отсутствииденежных средств на счетах налогоплательщикаили при отсутствии информации о егосчетах налоговый орган вправе взыскатьналог за счет иного имуществаналогоплательщика в соответствии сост.47НК.
Согласно п.1 ст. 47НК решениео взыскании налога за счет имуществаналогоплательщика принимается в течениеодного года после истечения срокаисполнения требования об уплате налога.Решение, принятое после истеченияуказанного срока, считается недействительными исполнению не подлежит.
В этом случаеналоговый орган может обратиться в судс иском о взыскании с налогоплательщика-организацииили индивидуального предпринимателяпричитающейся к уплате суммы налога.Заявление может быть подано в суд втечение двух лет со дня истечения срокаисполнения требования об уплате налога.
Пропущенный по уважительной причинесрок подачи заявления может бытьвосстановлен судом.
Однако в НКне указано, может ли налоговый органобратиться в суд с заявлением о взысканииналога, если своевременно принятоерешение о взыскании налога за счетимущества налогоплательщика былопризнано незаконным.
Ответ наданный вопрос содержится в судебно-арбитражнойпрактике.
По одному издел, рассмотренных Президиумом ВАС РФв порядке надзора, были отменены судебныеакты нижестоящих инстанций.
Вывод судово том, что налоговые органы имеют правона обращение в арбитражный суд сзаявлением о взыскании задолженностипо налоговым обязательствам не тольков случае пропуска срока, установленногост.46,47НК, но и в других случаях нарушенияпорядка внесудебного взыскания налогов,был признан противоречащим закону.
ПрезидиумВАС РФ в постановленииот 11.05.2010 N 17832/09 по делу N А23-1650/09А-21-351указал следующее: «В настоящем делеправо инспекции на взыскание налоговбыло реализовано ею во внесудебномпорядке.
Признание недействительнымпостановления инспекции о взысканииналога за счет иного имуществаналогоплательщика препятствуетудовлетворению ее требования о взысканииналога в судебном порядке.
Иное означалобы нарушение равновесия интересовучастников отношений, регулируемыхзаконодательством о налогах и сборах».
Делаоб установлении каких фактов, имеющихюридическое значение, рассматриваетарбитражный суд?
Кподведомственности арбитражных судовв соответствии со ст.30АПК отнесены дела об установлениифактов, имеющих юридическое значениедля возникновения, изменения илипрекращения прав юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей всфере предпринимательской и инойэкономической деятельности.
Часть2 ст. 218АПК содержит примерный перечень дел,которые могут быть рассмотрены в порядке,предусмотренном гл. 27 АПК. Арбитражныйсуд рассматривает дела об установлении:
1) фактавладения и пользования юридическимлицом или индивидуальным предпринимателемнедвижимым имуществом как своимсобственным. При рассмотрении дел поданному основанию необходимо учитыватьряд обстоятельств. Во-первых, в порядке,предусмотренном гл.
27АПК, не могут устанавливаться фактыпринадлежности имущества заявителю направе собственности*(153).Во-вторых, к данной категории дел неотносится заявление об установленииналичия или отсутствия права (правасобственности, права, возникающего изобязательства, и др.
)*(154).
Так,государственное унитарное предприятиеобратилось в арбитражный суд с заявлениемоб установлении факта владения земельнымучастком на праве хозяйственного ведения(впоследствии заявитель изменил предметтребования, указав на необходимостьустановления права постоянного(бессрочного) пользования даннымземельным участком).
Рассмотревзаявление, арбитражный суд первойинстанции, ссылаясь на отсутствиевозражений со стороны иных лиц,удовлетворил заявление и признал зазаявителем право бессрочного (постоянного)пользования земельным участком.
Приразбирательстве дела в суде апелляционнойинстанции арбитражный суд указал, чтоналичие права у конкретного лица неможет быть установлено в порядке особогопроизводства.
Поскольку заявительходатайствовал об установлении права,а не факта, имеющего значение длявозникновения, изменения или прекращениятакого правоотношения, арбитражныйсуд, руководствуясь п.3 ч. 1 ст.148АПК, обоснованно оставил заявление безрассмотрения*(155);
1) фактагосударственной регистрации юридическоголица или индивидуального предпринимателяв определенное время и в определенномместе*(156);
2) фактапринадлежности правоустанавливающегодокумента, действующего в сферепредпринимательской и иной экономическойдеятельности, юридическому лицу илииндивидуальному предпринимателю, еслинаименование юридического лица либоимя, отчество или фамилия индивидуальногопредпринимателя, указанные в документе,не совпадают с наименованием юридическоголица по его учредительному документу,именем, отчеством или фамилиейиндивидуального предпринимателя поего паспорту или свидетельству орождении*(157);
3) другихфактов, порождающих юридическиепоследствия в сфере предпринимательскойи иной экономической деятельности.Данная норма должна применяться с учетомположений п.2 ч. 1 ст. 220АПК, устанавливающего обязанностьзаявителя указать ссылку на закон,который предусматривает порождениеюридических последствий устанавливаемогофакта в сфере предпринимательской ииной экономической деятельности.
Каковыусловия отнесения дела об установлениифакта, имеющего юридическое значение,к компетенции арбитражного суда?
В соответствиис ч.1 ст.
219АПК с заявлением об установлении факта,имеющего юридическое значение, вправеобратиться индивидуальный предпринимательили юридическое лицо, только если узаявителя отсутствует возможностьполучить или восстановить надлежащиедокументы, удостоверяющие эти факты, иесли федеральным законом или инымнормативным правовым актом не предусмотрениной внесудебный порядок установлениясоответствующих фактов. Исходя из этогоможно выделить три условия рассмотрениядела по соответствующему заявлениюарбитражным судом:
1) с заявлениеммогут обратиться только граждане,зарегистрированные в установленномзаконом порядке в качестве индивидуальногопредпринимателя, или юридические лица;
2) заявительобосновывает невозможность полученияили восстановления документов, которыемогут надлежащим образом подтвердитьфакт;
3) федеральнымзаконодательством и иными нормативнымиправовыми актами не предусмотрен инойвнесудебный порядок получения указанныхдокументов.
Кроме того,в качестве условия отнесения дела обустановлении факта, имеющего юридическоезначение, можно назвать положения п.2 ч. 1 ст. 220АПК, устанавливающего обязанностьзаявителя указать закон, которыйподтверждает, что устанавливаемый фактпорождает юридические последствия всфере предпринимательской и инойэкономической деятельности.
Арбитражныйсуд выясняет также, не связано лиустановление факта, имеющего юридическоезначение, с последующим разрешениемспора о праве (ч.3 ст. 221АПК).
Каковыособенности определения подсудностидел об установлении фактов, имеющихюридическое значение?
Дела даннойкатегории являются исключением изобщего правила территориальнойподсудности, поскольку ч.5 ст. 38и ч.2 ст. 219АПК устанавливает специальные требованияк определению подсудности дел обустановлении фактов, имеющих юридическоезначение (исключительная подсудность).
Заявление может быть подано в арбитражныйсуд по месту жительства или местунахождения заявителя в зависимости оттого, кем оно подается, индивидуальнымпредпринимателем или юридическим лицом.
Исключением из данной нормы являетсяподача заявления об установлении фактоввладения, пользования и распоряжениянедвижимым имуществом и других фактов,имеющих юридическое значение длявозникновения, изменения или прекращенияправ на недвижимое имущество.В данномслучае такое заявление может быть поданотолько в арбитражный суд по местунахождения недвижимого имущества.
Естьли стороны по данной категории дел?
Основнымотличием производства по рассмотрениюдел об установлении фактов, имеющихюридическое значение, от исковогопроизводства является отсутствие спорао праве. Арбитражный суд не вправерассматривать дело в порядке,предусмотренном гл.27АПК, если выяснится, что возник спор оправе. В этом случае арбитражный судвыносит определение об оставлениизаявления без рассмотрения.
Отсутствиеспора о праве предопределяет отсутствиеспорящих сторон. Лицо, обратившееся варбитражный суд за защитой своего правапутем установления факта, имеющегоюридическое значение, именуетсязаявителем. Ответчика по делам даннойкатегории нет. Однако в результатевынесения решения об установлениифакта, имеющего юридическое значение,могут быть затронуты права заинтересованныхлиц.
Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение
Ст. 30 АПК РФ устанавливает, что арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (гл. 27 АПК РФ).
Участники особого производства:
- заявитель (лицо, возбудившее арбитражный процесс);
- заинтересованные лица (лица, привлекаемые в арбитражный процесс).
Признаки заинтересованных лиц (в особом производстве):
- не являются противостоящей заявителю стороной;
- не являются обязательным участником особого производства (в отличие от ответчика по делам спорного производства);
- могут иметь иной интерес в участии в деле либо обладать, например, возможностью представить возражения или подтверждение обстоятельствам, положенным в основу заявления об установлении факта.
Дело возбуждается на основании заявления (ст. 217 АПК РФ).
Арбитражный суд оставляет заявление без рассмотрения, если при рассмотрении данного заявления выясняется, что возник спор о праве. Об оставлении заявления об установлении юридических фактов без рассмотрения арбитражный суд выносит определение. В определении заявителю и другим заинтересованным лицам разъясняется их право разрешить спор в порядке искового производства.
Согласно ст. 218 АПК РФ арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно дела об установлении:
- факта владения и пользования недвижимым имуществом как своим собственным;
- факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте;
- факта принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении;
- других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если
- у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и
- федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.
Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подается в арбитражный суд
- по месту нахождения или месту жительства заявителя;
- по месту нахождения недвижимого имущества (заявления об установлении фактов владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом и других фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество).
Требования к заявлению об установлении фактов, имеющих юридическое значение
Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, должно соответствовать требованиям к исковым заявлениям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2 статьи 125 АПК РФ.
В заявлении должны быть также указаны:
- факт, об установлении которого ходатайствует заявитель;
- нормы закона, предусматривающего, что данный факт порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- обоснование необходимости установления данного факта;
- доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих доказательств или восстановления утраченных документов.
К заявлению об установлении фактов, имеющих юридическое значение, прилагаются документы, предусмотренные пунктами 2 — 5 статьи 126 Кодекса.
В действующем АПК РФ отсутствует институт отказа в принятии заявления, поэтому при невыполнении требований ст. 219 АПК РФ арбитражный суд не имеет возможности отказать в принятии искового заявления на стадии возбуждения арбитражного процесса.
Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судьей единолично в судебном заседании с участием заявителя и других заинтересованных лиц. К их рассмотрению не могут привлекаться арбитражные заседатели.
При подготовке дела к судебному разбирательству судья
- определяет круг заинтересованных по делу лиц, права которых может затронуть решение об установлении факта, имеющего юридическое значение,
- извещает этих лиц о производстве по делу,
- рассматривает вопрос о привлечении их к участию в деле,
- извещает о времени и месте судебного заседания.
При рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд в судебном заседании
- проверяет, не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта;
- проверяет, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы;
- устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности;
- выясняет, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве.
В случае, если в ходе судебного разбирательства по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, выяснится, что возник спор о праве, арбитражный суд оставляет заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, без рассмотрения, о чем выносит определение.
В определении заявителю и другим заинтересованным по делу лицам разъясняется их право разрешить спор в порядке искового производства.
Решение по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение
Решение арбитражного суда по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 Кодекса.
При удовлетворении судом заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, в резолютивной части решения указывается на наличие факта, имеющего юридическое значение, и излагается установленный факт.
Решение арбитражного суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, является основанием для регистрации такого факта или оформления прав, которые возникают в связи с установленным фактом, соответствующими органами и не заменяет собой документы, выдаваемые этими органами.
Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, не всегда заканчивается вынесением судебного решения, т.е. разрешением дела по существу.
При выяснении обстоятельств, препятствующих движению дела, указанных в ст. 148 АПК РФ и ст.
150 АПК РФ, дело прекращается вынесением определения об оставления заявления без рассмотрения либо о прекращении производства по делу соответственно.
При рассмотрении дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, применяются также институты временной остановки судебного разбирательства, связанные с необходимостью преодоления возникающих преград для движения арбитражного процесса:
- перерыв судебного заседания,
- приостановление производства по делу,
- отложение судебного разбирательства.
Все указанные нормы применяются по общим правилам, установленным действующим процессуальным законом, и имеют те же цели, основания, сроки, последствия для движения арбитражного дела.
https://www.youtube.com/watch?v=3itbngXuPqo
Особенностью решений арбитражного суда об установлении фактов, имеющих юридическое значение, является также то, что на их основании исполнительный лист не выдается.
Обжалование решений арбитражного суда по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, осуществляется в общем порядке.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»
Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»
Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).